СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Немецкая литература: поэзия и проза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Курс «Немецкая литература: поэзия и проза» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках изучения темы «Искусство Германии» с практической целью углубления и расширения знаний о литературе страны изучаемого языка.

Создание общеевропейского дома, расширение экономических и культурных контактов, совершенствование системы участия в диалоге культур на современном этапе требует нового подхода к преподаванию иностранного языка. В связи с этим возникает потребность в обеспечении такой организации учебного процесса, которая способствовала бы формированию и развитию личности школьника.

Общее гуманитарное развитие детей в процессе изучения иностранного языка неотделимо от знакомства с культурой страны изучаемого языка. Художественная литература – важная часть культуры каждого народа – носителя языка. Изучение немецкой литературы в процессе обучения иностранным языкам даёт возможность учащимся по-другому взглянуть на проблемы своих сверстников в стране изучаемого языка, познакомиться с особенностями культуры, понять национально-специфические особенности менталитета народа, сравнить стиль жизни, нравы и обычаи собственной страны и страны изучаемого языка.

Предлагаемые в курсе темы произведений позволяют эффективно развивать коммуникативную компетенцию школьников, обогащать языковой запас актуальной лексикой, не встречающейся в учебниках, развивать умение говорить при обсуждении отдельных тем, совершенствовать умение чтения аутентичных текстов разных жанров. Введение данного курса способствует интенсификации учебного процесса и поддержанию мотивации к изучению немецкого языка.

Основная цель курса – развитие внутреннего мира учащегося, становление его как творческой личности. Практическая цель – сформировать у учащихся умение читать, осмысливать и интерпретировать немецкие художественные произведения разных жанров, аутентичные тексты, постепенно подвести их к умению читать немецкую литературу в оригинале, развивать у них способность участвовать в диалоге культур, составлять письменные характеристики героев литературных произведений, выражать своё мнение, писать краткую аннотацию к тексту, реферат по теме. Образовательные цели – ввести ребят в мир немецкой литературы, познакомить с произведениями талантливых немецких классиков, современных писателей, с разными литературными направлениями; расширить филологический кругозор учащихся; способствовать более глубокому пониманию своей культуры и литературы в частности. Культуроведческая цель – способствовать не простому накоплению знаний, а постижению духа, культуры, психологии, образа мышления немецкого народа.

Этот курс предполагает определённый уровень сформированности всех видов компетенции: коммуникативной, лингвистической, лингвострановедческой, общеучебной.

Формирование коммуникативной компетенции состоит в способности понимать и порождать иноязычные высказывания в разных ситуациях (беседа, спор, обмен мнениями, дискуссия, интервью).

Лингвострановедческая компетенция складывается из соответствующих фоновых знаний, а также владения соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой.

Общеучебная компетенция предполагает владение учащимися навыками интеллектуальной работы с книгой, другим человеком, группой, Интернетом, печатными изданиями, а также владение умственными операциями по анализу, синтезу и творческому переосмыслению художественной информации.

Литературоведческая компетенция предполагает восприятие и осмысление стилистических особенностей немецких писателей на языке оригинала.

Филологическая компетенция подразумевает общелитературную образованность, способность учащихся посредством лингвистического анализа текста воспринять живую функцию слова.

Тематика художественных произведений:

Морально-этические проблемы Культурно-бытовые темы Социальные темы.

Основу занятий составляет базовый языковой материал. Для его прохождения используются современные технологические средства – диски, аудиокассеты с записями стихов, отрывков из произведений, аутентичные тексты.

Программа курса основана на учебных пособиях для учащихся 9-10 классов с углубленным изучением немецкого языка:

Яковлева Л.Н. Немецкая литература. Читаем вместе. 9 кл. – Москва, Просвещение, 2000г. Яковлева Л.Н. Немецкая литература. Читаем вместе. 10 кл. – Москва, Просвещение, 2000г. Гутрова Е.И., Сухова И.А. Книга для чтения к учебнику немецкого языка «Немецкий сегодня и завтра» (9-10 кл.) – Москва; Просвещение, 2000г. Гучинская Н.О., Чистова Б.Е. Хрестоматия по немецкой литературе 19-го века. – Москва, Просвещение, 1998г.

Содержание курса

1 часть

Введение.

а) основное содержание курса

б) краткий обзор курса.

Из сокровищницы немецкой лирики.

Творчество классиков немецкой поэзии: И.В. Гёте, Г. Гейне, И. Айхендорф, Ф. Шиллер, Г. Гессе, Б. Брехт.

Современная немецкая поэзия.

а) конкретная поэзия: Г. Рюм, Р. Дель, Б. Гарбе, К. Бремер, Е. Гомрингер, Э. Яндль, Э. Кестнер.

б) Мир вокруг нас: И. Брендер, Х.Ю. Нетц, И. Рединг, Б. Вернер, Ш. Зулке, М. Айххорн, Э. Кестнер.

2 часть

Введение

а) основное содержание курса

б) краткий обзор курса.

Мы читаем современную немецкую прозу: Т. Манн, З. Ленц, Э. Кестнер, С. Киллиан, Г. Цверенц, В. Шнурре. Дорогой приключений и фантазий.

Что любят читать дети? (Братья Гримм, И. Витман, Ф. Фуманн, Г. Бюргер, Э. Кестнер, Э. Киш).

Материал для данного курса состоит из разных тематических блоков, каждый из которых включает отрывки произведений немецких поэтов и писателей, задания по развитию речевых и грамматических навыков, чтения, а также краткие биографические данные об этих авторах. Формы занятий разнообразны: лекция-беседа, просмотр фильма, практикум, творческие работы, комбинированные уроки, дискуссия по проблемам в тексте, драматизация историй.

Категория: Немецкий язык
28.03.2016 19:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!