СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа построения системы работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Построение системы работы

с одаренными детьми

Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность.

Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души.

А.А. Гин

Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам.

А.А. Гин

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость развития интеллектуальных, творческих и социальных возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.

Актуальность темы :

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Один из аспектов этой проблемы – развитие детей с общей интеллектуальной одаренностью в условиях общеобразовательной школы.

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе:

«Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.»

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари, различные познавательные справочники, энциклопедии и другую специальную литературу; пытливо они ищут ответы на свои всевозможные вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести младших школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои индивидуальные способности.

Основная цель программы:

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей и создание системы работы с одаренными детьми.

Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, администрации прогимназии, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей Прогимназии.

Задачи программы:

1.Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, марафонах, олимпиадах.

2.Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности детей младшего школьного возраста.

3.Обеспечить преемственность в выявлении и развитии одаренности детей от дошкольного до высшего профессионального образования.

4.Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.

Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

Сегодня особенное внимание обращено на развитие основных качеств умственной деятельности учеников – умения наблюдать, анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать. Общее развитие школьника сегодня – это выделение линий развития деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практических действий.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении последних лет в нашей Прогимназии мы занимаемся развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой над педагогом приносит свои плоды, наши учащиеся являются участниками и победителями Всероссийских, окружных, городских олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в средних учебных заведениях города Москвы.

Одним из основных направлений развития общего образования президентом названо «Развитие системы поддержки талантливых детей».

Учитывая это, в нашей прогимназии мы стараемся выстроить систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей, полностью поддерживаем инициативу, предложенную в этом направлении президентом. Но по нашему мнению здесь нельзя забывать и о повышении общеобразовательного уровня, ибо таланты произрастают там, где общеобразовательный уровень достаточно высок.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

1. Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

3. Признание руководством и педколлективом коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.

4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  1. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей:

  1. Выявление одаренных и талантливых детей
  2. Организация учебного процесса
  3. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
  4. Поощрение одаренных детей
  5. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала настраивает учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, для этого нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Какие формы работы с одаренными детьми выбирают педагоги нашей Прогимназии для развития детей с разносторонними способностями?

  1. Урочная деятельность
  2. Кружковая деятельность «Умники и умницы»
  3. Школьные предметные недели
  4. Олимпиады, интеллектуальны конкурсы, марафоны, турниры.
  5. Театрализованные праздники

Проектно-исследовательская

деятельность

Способствует развитию одаренности и проектно - исследовательская работа младших школьников. В чем она заключается?

Исследовательская деятельность учащихся

Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

  • автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;
  • коммуникативную - умение вступить в общение;
  • информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
  • продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

При выполнении проектно - исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

  • Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.
  • Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.
  • Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями

При обучении учащихся умениям проектно - исследовательской деятельности учителя развивают у детей умения наблюдать, сравнивать, группировать, систематизировать, анализировать, делать выводы. а это способствует развитию логического мышления учащихся. Эти умения заложении и в формировании универсальных учебных действий в новых федеральных образовательных стандартах начального образования

Методы:

  • частично – поисковый;
  • исследовательский;
  • проблемный;
  • проектный.

Формы:

  • нетрадиционные уроки;
  • работа в парах, в малых группах
  • ролевые и деловые игры
  • разноуровневые и творческие задания;
  • дополнительные занятия иконсультации

Технологии:

  • Информационно – коммуникативные;
  • игровые;
  • развивающие;
  • проблемно – поисковые;
  • учебно – исследовательские;
  • здоровьесберегающие ,

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми.

Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются «своем» учителе.

Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Наши педагоги систематически работаю над своим повышением профессиональной подготовки. Ежегодно они обучаются на различных курсах повышения квалификации МИОО. Свой уровень педагогического мастерства учителя Прогимназии непосредственно повышают через методическую работу.

Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы. В нашей Прогимназии работают учителя - единомышленники, которые уже не первый год вместе те с успехом совершенствуют свое педагогическое мастерство, претворяя в жизнь систему развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

  • он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность;
  • способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение и индивидуальность ученика.

Вы согласитесь, что успешный учитель для одаренных - это прежде всего прекрасный учитель, не просто учитель начальных классов, а учитель - предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет, обладающий качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Категория: Всем учителям
18.06.2015 03:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!