Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения.
Целью обучения является усвоение систематизированных экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. Воспитательная цель представляет собой выражение потребностей общества в личности, органично сочетающей в себе экологически развитые сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности.
Программа предусматривает принципы преемственности и интеграции организационно-содержательной деятельности.
На уровне начального образования (1—4 классы) педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.
Основная школа (5—9 классы) — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств.
На уровне средней школы (10—11 классы) формируется экологическая ответственность личности; происходит усвоение системных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней; наиболее полно осознается сущность экологических проблем современности и необходимость устойчивого развития современной цивилизации.
Междисциплинарная интеграция раскрывается на предметах:
- биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;
- география: сферы Земли, природные зоны, климат;
- история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;
- русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально-деловой, художественный; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;
- литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий, предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);
- изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.
В основе жизнедеятельности человека лежат два фундаментальных отношения: отношение человека к человеку и отношение человека к природе. Они определяют задачи экологического образования:
- помочь учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны — как лично значимую;
- способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
- формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;
- развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;
- вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального экологического пространства.
Программа реализуется в рамках компонентов:
- программы экологизированных базовых учебных курсов (биология с основами экологии, химия с основами экологии, физика и т.д.) обязательной части учебного плана;
- программы интегрированных курсов (модулей), содержание которых раскрывает общие основы экологии, вариативной части учебного плана;
- программы элективных курсов в системе предпрофильной подготовки;
- программы внеурочной деятельности, отражающие различные направления современной экологии («Экология питания», «Экология города», «Глобальная экология» и др.);
- образовательно-воспитательные программы полевых и лабораторных экологических практикумов, комплексных учебно-исследовательских проектов, экологических экспедиций, акций озеленения и благоустройства.
Ожидаемым результатом экологического образования является развитие у учащихся следующих личностных качеств:
- ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в нашем регионе;
- ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
- потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений;
- разумное ограничение потребностей