СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектирование урока математики с позиции формирования УУД.
Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию формирования УУД.
(выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики) 11.01.2016
Рассмотрим типы уроков и используемые на них различные педагогические технологии для формирования учебно-познавательной компетенции.
|
||||||||||||||
Конкретизируем содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики: · осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные; · моделирование; · использование знаково-символической записи математического понятия; · овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; · использование индуктивного умозаключения; · выведение следствий из определения понятия; · умение приводить контрпримеры. Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций: · умении анализировать объект, · осуществлять сравнение, · выделять общее и различное, · осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), · устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. |
||||||||||||||
Общий прием решения задач включает: 1. Анализ текста задачи (логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач. 2. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. 3. Установление отношений между данными и вопросом. 4. Составление плана решения. 5. Осуществление плана решения. 6. Проверка и оценка решения задачи. |
||||||||||||||
1. Рассматриваю урок с позиции формирования УУД. Самый распространённый тип урока – комбинированный. Суть изменений, связанных с формированием УУД на основных этапах урока такова: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Речь идёт об уроке современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
2. Определяю, какие УУД формируются на каждом этапе урока. Для этого я использую таблицу «Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах».
Этапы урока |
Формируемые УУД |
1.Оргмомент. Психологический настрой. |
Личностные Коммуникативные |
2.Актуализация знаний. |
Познавательные Коммуникативные Личностные |
3.Физкультминутка. |
Регулятивные Личностные |
4.Изучение нового материала. |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
5.Закрепление по теме урока. |
Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные Логические |
6.Итог урока. Рефлексия. |
Личностные Коммуникативные |
Эта классификация позволяет при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.
3.Затем, чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо спроектировать на уроке следующие этапы:
1. Формирование первичного опыта выполнения этого действия и мотивацию.
2. Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД.
3. Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
4. Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
4.Определяю методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии для достижения поставленных целей.
При проектировании и проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, также различные педагогические технологии. На этом этапе подготовки к уроку я пользуюсь следующей таблицей.
© 2016, Обморышева Ирина Александровна 869