СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проективная методика «Человек, который срывает яблоко»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисуночные методики помогают подросткам понять себя, осознать свои цели и пути их достижения.

Методика "Человек, который срывает яблоко» поможет понять, как человек относится к своим проблемам, пытается ли найти их решение, как оценивает степень их «тяжести». Также можно определить, какую стратегию использует человек при решении проблемы и каким образом он действует. Методика "Человек, который срывает яблоко" (Линда Гантт и Кармелло Табон). Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева». Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте. Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный. Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа. Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

  • «Значимость цвета». Позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.
  • «Адекватность цвета». Позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.
  • «Энергия». Позволяет оценить общее количество затраченных при создании рисунка сил (насколько энергичным, трудоемким был процесс рисования).
  • «Пространство». Позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение (пространственные особенности изображения).
  • «Интеграция». Позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.
  • «Логика». Позволяет оценить наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения.
  • «Реализм». Позволяет оценить степень правдоподобия изображения.
  • «Решение проблемы». Позволяет оценить, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.
  • «Уровень развития». Позволяет оценить степень зрелости изобразительного языка испытуемого (в соответствии с критериями Маргарет Ловенфельд).
  • «Детали объектов и окружающего пространства». Позволяет оценить степень детализации изображения.
  • «Качество линии». Позволяет оценить степень умения испытуемого рисовать линии (свидетельствует также о мере контроля процесса рисования линии).
  • «Человек». Позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры (данный признак связан с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела).
  • «Ротация». Позволяет оценить степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.
  • «Персеверация». Позволяет оценить наличие неадекватно многократной ответной реакции на стимул.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее. Вместе с тем каждый учащийся сможет сам интерпретировать свой рисунок, осознавая свои способы достижения цели, например, по следующим основаниям: 1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов; 2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат); 3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко). Есть рисунки, которые не содержат информации о том, каким способом удалось достичь цели. Известен только итог: яблоки в руках, корзине и т.п. Стало быть, важно понять, как человек видит проблему. Пытается ли найти решение? Каким образом действует? Действует ли вообще? Использует подручные средства, изобретает новые, упрощает или усложняет задачу? Ответы на данные вопросы, возможно, прояснят стратегию, которой обычно придерживается субъект в ситуации выбора и принятия решения. По целевой функции (или эффективности) стратегии принято подразделять на удовлетворяющие, оптимизирующие, максимизирующие. При удовлетворяющей (минимизирующей) стратегии любой способ действия рассматривается как приемлемый, если он обещает хотя бы какое-то решение проблемы. Оптимизирующая стратегия ориентирована на выбор наиболее эффективного варианта действия при данных обстоятельствах и ограничениях. Максимизирующая стратегия нацелена на наилучший результат. Итак, по рисунку «Человек, срывающий яблоко с дерева» с большой долей вероятности можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений. Таким образом, полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности рисовальщика, его настроения, состояния, чувств, особенностей представлений, отношений, личного жизненного опыта, преобладающих стратегий поведения и т.д.

Категория: Всем учителям
30.01.2018 22:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!