СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная технология как основа продуктивной деятельности на уроках технологии (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 станицы Архангельской   муниципального образования Тихорецкий район   Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная технология как основа продуктивной   деятельности на уроках технологии

 (из опыта работы)

 

 

 

 

 

Капаева  Тамара Салеховна 

учитель технологии

 

         Подготовка школьника  к самостоятельной жизни – это формирование  у него самостоятельности в приобретении необходимых знаний и использовании их при решении практических задач. Одним из действенных способов успешного обучения является проектное обучение, которое является  компонентом системы образования, способствующее  развитию творческой активности, воспитанию всесторонней гармоничной личности и самостоятельности учащихся.

        Проектирование – это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учётом заданных условий. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта  предусматривает изготовление нового конкурентоспособного  изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей. Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение  не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости.

       Учебный проект,  элемент творчества учащихся, рассматривающийся как составная часть современных педагогических технологий.  Он даёт возможность делать что-то интересное самостоятельно, или  в группе используя свои возможности,  соответствующие возрастным особенностям. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. 

        Вводя в педагогические технологии элементы проектно-исследовательской деятельности, учитель направляет познавательную деятельность учащихся. Уроки могут быть в виде индивидуальных  консультаций по выполнению проекта, по созданию презентаций, подготовке к защите проекта.

После  прохождения курсов повышения квалификации  я  в своей учебной деятельности ввела методы  проектов  индивидуальной исследовательской деятельности.

 Что же такое   проектно-исследовательская деятельность учащихся? Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, которые направлены на достижение общего результата деятельности  по проектированию собственного исследования.

        Проектно – исследовательская деятельность учащихся приобретает особое значение,  направленное на развитие навыков самостоятельного овладения знаниями в сфере эстетического, технолого-экономического, экологического и их творческого применения в  учебном процессе.

        Проблемы индивидуального подхода к учащимся в настоящее время вызывают живой интерес, поскольку они связаны с повышением качества обучения, переориентации учебного процесса на личность школьника. Особенно остро стоит вопрос об учёте индивидуальных различий ребят на уроках технологии при усвоении ими теоретических сведений, так как оно протекает в условиях ограниченного времени с ориентацией, как правило,  на возможности среднего ученика. Индивидуального подхода требует и контроль усвоенных знаний, а также умение применять их при решении творческих задач и выполнении трудовых заданий.

       Индивидуальный подбор специальных проектных заданий способствует   оценке знаний и умений учащихся, позволяет оптимально организовать их последующую завершённую самостоятельную работу соответствующую возрастным возможностям в  различных видах деятельности с целью выявления индивидуальных интересов и предпочтений учащихся.

       Организация проектной  деятельности на основе комплексного подхода развивает у учащихся самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерной, исследовательской,  технологической деятельности и способности к самоорганизации.

        В преподавании технологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.

       Основное предназначение проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем.  Метод проектов уникальная педагогическая технология, предполагающая совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподаватель в рамках проекта является разработчиком, координатором, экспертом, консультантом.

       Темы проектов учащиеся выбирают из предложенных учителем или формулируют их самостоятельно.  Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными.

Выполнение проекта состоит из нескольких этапов:

1.Организационно-подготовительный:

-обоснование возникшей проблемы и потребности;

-выбор изделия, описание внешнего вида модели;

- поиск и сбор информации.

2.Исследовательско-конструкторский:

-выбор материалов;

-выбор оборудования, инструментов и приспособлений;

-организация рабочего места.

3. Технологический:

-составление технологической последовательности изготовления изделия;

-выполнение технологических операций;

-соблюдение условий техники безопасного труда.

4. Заключительный:

     -самооценка;

-защита проекта. 

Цель проекта.

1. Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2. Разработать и выполнить проект.

3. Изготовить по проекту изделия.

4. Оценить проделанную работу.

5. Разработать рекламу изделия. Защитить  проект.

 

Задачи проекта

воспитательные:

-способствовать развитию интереса к изучению народных ремёсел России, Кубани;

-прививать любовь к родному краю, к традиционному народному искусству;

-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

развивающие:

-развивать познавательную творческую активность, фантазию;

-привить эстетический вкус.

обучающие:

-приобретать  знания в структуре проектно-исследовательской деятельности, поиска необходимой для исследования информации;

-познакомить детей с основными элементами и приёмами работы с различными художественными материалами;

-научить владеть инструментами, приспособлениями и сформировать навыки и умения по изготовлению художественных изделий;

-дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства.

        Для успешного решения поставленных задач весь учебный материал предполагает постепенно усложняющиеся объекты труда, при изготовлении которых учащиеся  реализуют свои индивидуальные возможности, проявляют творчество.

        Метод проектно-исследовательской деятельности, в нашей школе реализуется не только с помощью традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий и т.д., но и благодаря использованию информационно-коммуникативных технологий.

        Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок.  Включение детей в личностно-значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит формирование  нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения.

         Народное  искусство -   особый  вид творчества. Семья является основным хранителем народной традиции и основным элементом её передачи.  Немаловажным в исследовательской работе является  посещение мастеров,  интервьюирование местного населения, в частности старожилов, соседей, родственников,  по бытовавшим ранее, а может и сейчас существующим кубанским  ремёслам, а также освоение этих технологий  изготовления и применения изделий в  современном быту.

        В процессе обучения на уроках технологии и внеурочных занятиях учащиеся знакомятся с краткими сведениями  из истории  старинных рукоделий (вышивка, вязание, плетение, шитьё и другие) народных умельцев старшего поколения,  с  ассортиментом  изделий, выполняемых  в изучаемой технике, с традициями, обрядами, семейными праздниками своего края, области, станицы.  Во время проектно-исследовательской деятельности с  учащимися стоит воспроизводить   уникальные изделия народного искусства, ещё имеющиеся у населения  и в музеях края с целью сохранения утрачиваемых образцов и приобщения к живой традиции народного искусства.

        При выполнении проектно-исследовательской деятельности по декоративно-прикладному искусству учащиеся составляют  технологические карты на изготовление изделия  при этом важно бережно сохранять народные традиции, а так же подбор цветовой гаммы и зарисовки современных и старинных узоров,  орнаментов по зарисовкам фотографий музейных экспонатов.

Проектная деятельность становится всё более популярной среди учащихся.

        Работа которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Трудность выполнения  проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Индивидуальная работа над проектом позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ученика. Для выполнения проекта должна быть обеспечена материальная база (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты и материалы). Работа над проектом  включает в себя решение ряда вопросов, причём сначала это делается мысленно, а потом практически в материале.

        Погружаясь  в атмосферу народных  традиций,  народного искусства учащиеся не только получают знания о народной традиции декоративно-прикладного искусства Кубани, России,  но и приобретают  практический опыт его освоения, закрепляют его в течение нескольких лет, осознавая  роль и значение народного искусства в жизни человека и  приобретают опыт передачи его последующим поколениям.

        Ниже приводятся некоторые примеры использования проектно-исследовательской деятельности  в обучении технологии.

        7 класс.  Раздел «Интерьер жилых помещений» изучаются комнатные растения. Курская Вика выбирает проектно-исследовательский проект по теме «Вегетативное размножение узамбарской фиалки».

1.В водной части своего проекта она описала об условиях  роста и развития сенполий.

2.В основной  части      о вегетативном  размножении. Описала что такое черенок?

Провела исследовательскую работу  по черенкованию листьев узамбарской фиалки.

        -    Выбор сорта для размножения.

  • Подготовка листовых  черенков.
  • Посадка черенков в воду.
  •  Посадка черенков в рыхлую земляную смесь.
  • Посадка  молодых  розеток  в горшки.

3.Заключение.                                                                                             

Влияние длины и площади среза черенка  узамбарской фиалки на количество розеток   при вегетативном размножении способом черенкования листьев. 4.Список использованной литературы.                                                 

5.Приложения.

Цель работы:  выявить влияние длины и площади среза черенка  узамбарской фиалки на количество розеток   при вегетативном размножении  способом черенкования листьев.

Задачи:

 1.Изучить методику вегетативного  размножения узамбарской фиалки.

 2. Пронаблюдать зависимость количества ростовых почек черенка от его длины.

  3.Выявить зависимость приживаемости розеток от количества листочков в них.

Все проводимые эксперименты-исследования Вика заполняла в таблицу.

  Сделав анализ таблицы, пришла к выводу:   сравнение процессов развития черенков с косым и прямым срезом показало, что косой срез черенка способствует улучшению развития корневой системы, увеличению количества розеток, более раннему цветению растений.

Выводы по эксперименту.

  1. Увеличение площади среза черенка ведёт к увеличению   количества образующихся розеток.
  2. В основании черенка образуется большее количество  ростовых почек, способных воспроизводить растение, чем в его верхней части, у пластинки листа. Значит, чем длиннее черенок, тем больше будет деток.
  3. Детки у сенполий лучше приживаются, если имеют больше 3 листочков.
  4. Хорошие результаты даёт повторное использование материнских черенков длиной 6 см.

3.Заключение.

 Проведённые исследования позволили сделать следующие рекомендации по выращиванию узамбарской фиалки вегетативным способом:

- чем больше площадь среза черенка, тем больше количество образующихся розеток;

- черенок, используемый для укоренения должен быть максимально возможной длины, так как в основании черенка образуется большее количество  ростовых почек;

- для посадки лучше выбирать розетки с   количеством листочков 3 и более;

- хорошие результаты даёт повторное использование материнских черенков длиной 6 см.

Растения, полученные из листовых черенков, зацветут через 6-9 месяцев от момента черенкования.

О своей исследовательской работе Виктория  рассказала своим одноклассницам, и теперь они тоже размножают узамбарскую фиалку вегетативно листовым черенком и получают хорошие результаты. На школьном празднике «Защита профессии» она подготовила выставку о своем увлечении, которая пользовалась большим успехом. Учителя и одноклассники обращаются к ней за советами по уходу за фиалками. Она задумывается о том, чтобы связать свою будущую профессию с цветами.

7 класс. Раздел «Декоративно-прикладное творчество»   Волобуева Даша   выбирает проектно-исследовательский проект по теме «Незабытые ремёсла». При поиске и сборе информации по данной теме Даша посетила кубанскую мастерицу Салманову В. А.. Она  обратила внимание на вышивки гладью, крестом, вязаные  крючком  салфетки, прошвы, выполненные в середине   20 века. Заинтересовавшись увиденным, Даша  решила связать  салфетку подобную увиденной у Валентины Александровны.

1. В водной части своего проекта она обратилась к истории вязания, изобретении вязального станка, о развитии трикотажного производства,  значении вязаных изделий  в современной жизни. Выбрав старый сохранившийся образец вязаной салфетки связанный в 1950 году, Даша решила связать точную копию.

2. В основной части своего проекта она описала  о различных видах ниток и свойствах пряжи, о видах и подборе крючков, основных приёмах вязания и видах петель.

Исследовательским путём определила:

-  виды ниток;

-  свойства ниток;

-виды петель;

- размер салфетки;

-размер  мотива салфетки;

- размер крючка.

В результате исследования  выяснила, что салфетка связана хлопчатобумажными нитками белого цвета № 10, № крючка 1,5. Мотив салфетки связан из 18 рядов, при вязании применялись в узоре  воздушные петли, полустолбики, столбики без накида, столбик с накидом. Салфетка состоит из 100 мотивов.

Изучив образец салфетки, Даша составила схему вязания и технологическую карту последовательности работы и связала копию старинной салфетки.    

            3. Заключение.

В ходе проектно-исследовательской деятельности  было проведено  эколого-экономическое обоснование, расчёт предварительной стоимости, оценка качества, самооценка  и защита проекта.

            Своими исследованиями Даша поделилась со своими одноклассницами и подругами, которые заинтересовались её результатами и решили провести свою исследовательскую работу.

       В результате  проектно-исследовательской деятельности  школьники  знакомятся с традициями, различными видами народного искусства и ремёсел, оформлением жилища, национальной кухней, что  способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений.

        Участие в конкурсах таких как «Эврика», «Первые шаги» и многие другие  способствуют развитию у школьников фантазии, эстетического и интеллектуального потенциала, самооценки и способности оценивать умения других, перенимать  лучшее, развивать и реализовать свои идеи. Проекты, получившие  отличные оценки, пополняют наглядность кабинета, участвуют в выставках и занимают призовые места не только на муниципальном, но и на краевом уровне.

 

 

22.01.2015 20:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!