СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проклятье "Слабого класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас и всегда говорится много красивых слов о роли классного руководителя в формировании личности обучающегося. Лучших классных руководителей награждают, чествуют, дают пусть небольшие, всё же премии. Что нужно для того, чтобы стать одним из таких руководителей тоже известно: много грамот в разных конкурсах детских и учительских, хорошая успеваемость класса, отсуствие правонарушений среди учеников и тому подобное. Я нисколько не хочу умалить роль тех, кто добился таких результатов. Моя подруга - одна из таких учителей. И я прекрасно знаю, сколько труда вкладывает учитель в свой класс. Как, зачастую, уделяет классу больше внимания, чем собственной семье, сидит в школе до темноты, забывает о собственных выходных, отпусках и болезнях.

Речь о другом. Ни для кого не секрет, что во многих школах существовала и существует до сих пор ничем не оправданная практика деления детей в параллели на "сильный" класс и "слабый". Для учителей начального звена, возможно, так проще - можно применять разные подходы не к каждому ребёнку, а к классу в целом. Но вот что это несёт для детей?

Мне в этом плане "не везёт": я специализируюсь как классный руководитель на таких "слабых" классах. В каждом из таких классов о своёй "слабости" знают сами дети. Знают с младшей школы благодаря не в меру "честным" учителям. И с каждым классом мне приходится начинать работу с разговора на тему: "С чего вы взяли, что вы слабые?" Ответ один: "Нам так сказали". Убедить в обратном детей, которым это вбивали в головы со второго-третьего класса, очень трудно и долго. Каждая неудача воспринимается ими как должное, а редкие победы - как случайность. Любая попытка увлечь детей каким-либо конкурсом встречает полное равнодушие: "А зачем, всё равно же проиграем". К учёбе они тоже равнодушны. Клише "Мы тупые" не даёт детям даже попытаться что-то изменить. А попытки учителя внести разнообразие и позитив встречает сарказм и непонимание. Эти дети в большинстве своём даже искренне радоваться чему-то хорошему не умеют. Каждый раз, налюбовавшись кислых лиц и кривых улыбок во время очередного организованного мероприятия, начинаешь падать духом и думать, что ничего не получилось, удивляет более поздние коментарии детей: "А когда мы ещё раз так будем делать? А мы ещё хотим".

Итак, выделиться дети не могут или боятся, а выделиться хочется. И со временем классный руководитель получает полный набор для головной боли: курение, хулиганство, порой даже пьянство и серьёзные правонарушения. О-о, с первого классного руководства полиция - мой второй дом.

Да и работа с родителями тоже оказывается сложной: часто такие дети - выходцы из не совсем благополучных семей. Многим учителям знакомы родительские собрания, где присутсвует один-три родителя. Остальных приходится вылавливать по телефону (а у многих только сотовый - со школьного не позвонишь), через работу (если она есть) или ходить по домам (если пустят), что тоже опасно делать в одиночку. Одну мою коллегу спустили по лестнице пинками. Хорошо, что без последствий.

В результате класс удаётся выровнять и поднять только к концу средней школы. И зачастую в достижения учителя можно поставить только то, что все дети выпустились благополучно, с аттестатом и без судимостей.

Учитель же выпускает класс с чувством дикой усталости, эмоциональным выгоранием и часто - депрессией от безысходности. Ведь сил на класс он тратить не меньше, чем на "сильный", а отдачи почти нет. Лично я отдачу ощутила только через год, когда неожиданно мне позвонил главный хулиган. Он впервые обзавёлся телефоном и первой позвонил именно мне. Позвонил просто, чтобы узнать, как дела.

И удивление ребят, знающих, сколько я в них вложила, когда на День Учителя меня не наградили грамотой: "А вас почему не наградили?"

Что я могла им ответить? Наверное, не заслужила.

Как справиться с проклятьем "слабого класса"? Есть два пути.

Сложный: если вам попался такой класс, не надо их гнать, ругать, стыдить. Им нужна просто любовь и понимание. Остальное придёт само, когда дети поймут, что они нужны. Каждый раз в конце года, когда ребята спрашивают, не останется ли кто-то на второй год, я говорю, мы своих не бросаем, сделает всё, чтобы не остались. И не оставляем. А ещё они должны усвоить местоимение МЫ, но в положительном смысле. Мало ли какие у вас разногласия внутри, в случае рудности МЫ должны собраться и всё сделать вместе. И ещё МЫ можем всё сами, без указки, любая инициатива - принимается, как бы трудно не казалось её реализовать. А ещё у НАС есть свои маленькие секреты, которые не выходят за пределы класса.

Но есть ещё и простой путь: прекратить делить классы на "слабые" и "сильные". Пусть слабым детям будет за кем тянуться. А сильным, о ком заботиться. Тогда мы будем действительно выпускать Людей, а не просто Лидеров.

09.09.2015 11:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!