СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В отличие от стандартов первого поколения, которые определяли лишь совокупность обязательного минимума содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся, назначение новых стандартов призвано обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования на основе предложенной системы требований.
В связи с этим качество образования на современном этапе определяется как интегративная характеристика, определяющая способность образовательной системы удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям государства и общества в эффективном и всестороннем развитии человека, обеспечивать условия для самореализации в учебной, профессиональной и бытовой деятельности.
Данные подходы определяют и новые требования к профессиональной подготовке, как педагогов, так и руководителей общеобразовательных учреждений в соответствии с системой требований, представленной в стандарте. К стержневым изменениям относятся новые представления о результатах образования. Необходимость выделения и оценки метапредметных результатов, достигнутых обучающимися при освоении образовательных программ, требуют от каждого учителя реализации особого учебного содержания, соответствующих педагогических технологий, новой системы оценивания и организации взаимодействия участников образовательного процесса.
Введение ФГОС общего образования требует от учителя иного уровня квалификации, готовность к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода.
В соответствии с новыми требованиями изменяется и позиционирование учителя.
Позиция учителя-профессионала:
инициирует пробные действия детей;
Позиция воспитателя:
Позиция педагогической поддержки:
Данные позиции определяют профессиональную компетентность учителя, что на современном этапе предполагает:
- проектирование учебного процесса (тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса);
- проектирование «учебных ситуаций»;
- организация работы учащихся (в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности);
- проектирование оценочной деятельности с учетом личностных, метапредметных, предметных результатов.
Введение ФГОС общего образования требует от учителя иного уровня квалификации, готовность к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода.
Системообразующим фактором всей деятельности учителя становится личность ученика и индивидуально-групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей и актуальных возможностей. Эта стратегия отличается динамичностью, поскольку постоянно меняется не только содержание материала, с которым работают учитель и ученик, но и предмет формирующей деятельности в данный момент. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.
Сотрудничество учителя и ученика направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьника, которые на данный момент развиты недостаточно, что тормозит общее развитие и мешает развитию ребёнка в полной мере. Но формирование одних компонентов автоматически ведет к формированию других.
Следовательно, главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника, а чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, педагог новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей.
Профессиональные качества педагога
• Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;
• Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;
• Качественная организация совместной деятельности класса;
• Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.
Использование авторских методик:
• В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;
• Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;
• Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.
Формирование общеучебных умений:
• Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;
• Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;
• Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.
Психолого-педагогическая компетентность:
• Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;
• Формирование ответственного отношения к учёбе среди учащихся;
• Желание сохранить контингент учащихся;
• Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.
Взаимодействие с учащимися:
• Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;
• Коррекционная работа с учащимися.
Коммуникативные качества:
• Владение эмоциональной образной речью;
• Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;
• Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;
• Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;
• Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;
• Требовательность.
Учебно-методические навыки:
• Умение доступно объяснять учебный материал;
• Создание ситуации успеха для обучаемого;
• Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.
Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать, что труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, - учитель - человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
© 2015, Куксова Маргарита Михайловна 2538