СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В отличие от стандартов первого поколения, которые определяли лишь совокупность обязательного минимума содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся, назначение новых стандартов призвано обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования на основе предложенной системы требований.

В связи с этим качество образования на современном этапе определяется как интегративная характеристика, определяющая способность образовательной системы удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям государства и общества в эффективном и всестороннем развитии человека, обеспечивать условия для самореализации в учебной, профессиональной и бытовой деятельности.

Данные подходы определяют и новые требования к профессиональной подготовке, как педагогов, так и руководителей общеобразовательных учреждений в соответствии с системой требований, представленной в стандарте. К стержневым изменениям относятся новые представления о результатах образования. Необходимость выделения и оценки метапредметных результатов, достигнутых обучающимися при освоении образовательных программ, требуют от каждого учителя реализации особого учебного содержания, соответствующих педагогических технологий, новой системы оценивания и организации взаимодействия участников образовательного процесса.

Введение ФГОС общего образования требует от учителя иного уровня квалификации, готовность к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода.

В соответствии с новыми требованиями изменяется и позиционирование учителя.

Позиция учителя-профессионала:

инициирует пробные действия детей;

  • демонстрирует культурные образцы действий;
  • консультирует, корректирует действия;
  • ищет способы включить в работу каждого.

Позиция воспитателя:

  • создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей;
  • «соучастник», «третейский судья».

Позиция педагогической поддержки:

  • оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Данные позиции определяют профессиональную компетентность учителя, что на современном этапе предполагает:

- проектирование учебного процесса (тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса);

- проектирование «учебных ситуаций»;

- организация работы учащихся (в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности);

- проектирование оценочной деятельности с учетом личностных, метапредметных, предметных результатов.

Введение ФГОС общего образования требует от учителя иного уровня квалификации, готовность к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода.

Системообразующим фактором всей деятельности учителя становится личность ученика и индивидуально-групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей и актуальных возможностей. Эта стратегия отличается динамичностью, поскольку постоянно меняется не только содержание материала, с которым работают учитель и ученик, но и предмет формирующей деятельности в данный момент. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.

Сотрудничество учителя и ученика направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьника, которые на данный момент развиты недостаточно, что тормозит общее развитие и мешает развитию ребёнка в полной мере. Но формирование одних компонентов автоматически ведет к формированию других.

Следовательно, главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника, а чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, педагог новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей.

Профессиональные качества педагога

  • Организаторские способности:

• Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;

• Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;

• Качественная организация совместной деятельности класса;

• Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.

Использование авторских методик:

• В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;

• Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;

• Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.

Формирование общеучебных умений:

• Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;

• Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;

• Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.

Психолого-педагогическая компетентность:

• Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;

• Формирование ответственного отношения к учёбе среди учащихся;

• Желание сохранить контингент учащихся;

• Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.

Взаимодействие с учащимися:

• Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;

• Коррекционная работа с учащимися.

Коммуникативные качества:

• Владение эмоциональной образной речью;

• Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;

• Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;

• Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;

• Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;

• Требовательность.

Учебно-методические навыки:

• Умение доступно объяснять учебный материал;

• Создание ситуации успеха для обучаемого;

• Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.

Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать, что труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, - учитель - человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.

Категория: Всем учителям
25.08.2015 10:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!