СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка – главная задача родителей, как основных партнеров образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОУ Никоновская ООШ

Раменский район Московская область

Додонова Татьяна Владимировна

Учитель, классный руководитель

 

 

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка – главная задача родителей, как основных партнеров образования.

 

Большую часть населения нашей планеты составляют дети. Великий педагог нашего столетия А.С.Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это еще не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

 

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

  • Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
  • Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
  • Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.
  • Демографический параметр определяется структурой семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоре­чивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот обще­ства к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплекс­ные целевые программы по повыше­нию и укреплению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства се­мей, рост числа разводов, отрица­тельно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имею­щих одного ребёнка семей. Значи­тельная часть подростков удаляется от своих родителей. Для полноценно­го прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка не­обходим соответствующий микроклимат в среде педагогов и учащихся, самих учащихся, школы и семьи. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важ­нейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эф­фективности на том или ином этапе играет СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ.

Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой ис­точник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа долж­на быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Безус­ловно, школа должна определять и направлять воспитательную политику. Се­мья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр. Это обес­печивается, благодаря приобщению родителей к педагогическому процессу, организации со стороны школы информационно-педагогических встреч (педагогический лекторий для родителей); знакомство с результатами учебно-воспитательного процесса через информационные ведомости, а теперь и электронный журнал.

На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения семей, в которых воспитывается один ребёнок , уве­личилось количество семей, где воспитанием занимается один родитель, 3% семей являются многодетными, 1% многодетных семей входит состав семей неполных. Профессиональный статус родителей свидетельствует о том, что 39 % всех родителей – рабочие, 26% - служащие, 4% - педагоги, 3% - работники МВД, 6% — врачи, медработники, увеличилось и количество домохозяек — 9%, большая часть, которых вынуждена, заниматься домашним хозяйством из-за сокращения кадров на предприятиях. Велика среди родителей доля временно не работающих - 1,3 %, пенсионеров и инвалидов - 0,2 %. Есть семьи, в кото­рых временно не работают оба родителя. Низкий уровень доходов, отсутствие социальных перспектив, сокращение рабочих мест приводит к тому, что многие родители вынуждены искать работу в больших городах, чтобы ка­ким-то образом содержать семью. Количественный показатель таких семей по­стоянно растёт - 29 %. Отсутствие родителей и, даже при наличии родителей дома, нежелание их заниматься воспитанием детей в полной мере повышают вероятность совершения правонарушений подростками.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в про­цессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. 

 

Цели воспитания в семье:

  • Формирование взаимоотношений между членами семьи, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи.
  • Формирование осознанного отношения подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самодисциплина, выдержка, чувство ответственности.
  • Воспитание чувства семейного долга, взаимоуважения, доброты, чутко­сти, заботливости, самопожертвования.

 

Задачи родителей в области семейного воспитания:

  • Знать методику воспитания высоконравственной личности, здорового человека; иметь представление о правовой культуре, культуре безопасно­сти жизнедеятельности; формировать целеустремлённость, готовность жить в обществе;
  • Иметь знания в области психологии и физиологии подростка на разных возрастных этапах его развития;
  • Создавать в семье материальные и духовные условия для формирования личности ребёнка; подготовке к самовоспитанию и саморазвитию;
  • Знать педагогические приёмы при девиантном (отклоняющемся от норм и правил поведения в обществе, семье) поведении подростка; оказывать помощь в социализации личности;
  • Осуществлять воспитательный процесс вместе с педагогами, классными руководителями;
  • Оказывать помощь в учении;
  • Осуществлять трудовое воспитание и помощь в выборе профессии.

Основные направления воспитания в семье:

  1. Общесоциальное - нормы и правила поведения в семье.
  2. Этическое - воспитание нравственных качеств.
  3. Правовое - права и обязанности родителей и детей, супругов по отноше­нию друг к другу, к детям, обществу.
  4. Психологическое - межличностные отношения в семье.
  5. Физиолого - гигиеническое - знание физиологических особенностей мужского и женского организма, вопросы личной гигиены.
  6. Педагогическое - воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей в вопросах поощрения и наказания.
  7. Эстетическое - формирование отношения к семье, её членам как к самостоятельной эстетической ценности.
  8. Хозяйственно - экономическое - знание о бюджете семьи, культуре быта, умении вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда.
 

 

    Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, которой определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом. У педагогов всегда присутствовало понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей ребенка. Поэтому так важно организовать конструктивное взаимодействие семьи и школы

· 

· 

 

Со своей стороны в основу учебно-образовательного процесса школа закладывает следующие принципы:

  • Принцип природосообразнности - в процессе обучения и воспитания

необходимо учитывать природные свойства, природные задатки ребенка.

  • Принцип личностного подхода - признание индивидуальности каждого ребенка.
  • Принцип гуманности - создание в школе условий для сохранения, укрепления и коррекции здоровья, развитие такой ценности, как сохранение и развитие жизни на Земле.
  •  Принцип реальности - развитие у школьников таких качеств личности, которые позволят им адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.
  • Принцип научности - развитие у школьников современного научного мировоззрения через постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, создание эффективной системы научно - методического информирования педагогов, повышение профессиональной компетенции.
  • Принцип культуросообразности - максимальное использование культуры той среды, в которой находится школа.
  • Принцип непрерывности - постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности.
  •  Принцип достаточности - все хорошо в меру.
  • В процессе воспитания личности применяем такие принципы педагогики, как принцип оптимизма, принцип активной жизненной позиции, принцип преемственности, принцип индивидуально - личностного подхода.
 

· 

· 

· 

· 

· 

· 

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Родители своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

· 

 Тип семьи меняется. Меняются люди, их поведение, их отношение друг к другу. Но самое неприятное то, что эти  процессы привели нас к возникновению  проблемы  «детей девиантного поведения». Девиантное поведение - нарушение социальных норм:

  • уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;
  • систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;
  • антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;
  • антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;
  • антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.

   Почему ребенок меняет свое поведение, когда взрослеет?

   Основные причины – отношения в семье.

   Многие подростки с девиантным поведением воспитываются в семьях, являющихся функционально несостоятельными, не справляющимися с воспитанием детей. Это конфликтные семьи, в которых хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи, характеризующиеся низкой психолого-педагогической культурой, неправильным стилем детско-родительских отношений.

Воспитательная функция - одна из важнейших функций семьи. По большому счету, согласно мнению Э. Эриксона, практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. Однако в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Понятие «воспитательный потенциал семьи» включает следующие особенности семьи: тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, нравственную атмосферу жизни семьи, ее уклад, стиль, социальные установки, систему ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое.

 

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность семьи.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту

 Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого.

 Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

В. Сатир считала, что здоровая семья — это семья, в которой:

 1) каждый член семьи воспринимается как равный другим;

 2) доверие, честность и открытость являются существенными;

3) внутрисемейное общение является конгруэнтным;

4) члены семьи поддерживают друг друга;

 5) каждый член семьи несёт свою часть ответственности за семью в целом;

 6) отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе;

7) в семье существенное место занимают традиции и ритуалы;

8) члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них;

9) в семье уважается право на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни;

10) чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются[21].

Неблагоприятные семейные условия обусловливают возникновение личностных нарушений у ребенка, неадекватных самооценок, негативных межличностных отношений. Этому способствует авторитарный стиль общения,   гипоопека, эмоциональное отвержение и другие негармоничные типы воспитания.

В основе сложившегося типа стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Данный феномен определяется исследователями как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.

Существует так называемая типология родителей:

?  Компетентные удовлетворенные – гармоничные (много знаю о воспитании, знания помогают мне построить хорошие отношения с ребенком)

?  Компетентные неудовлетворенные – теоретики ( знаний о воспитании много, но почему-то применить их не могу)

?  Некомпетентные удовлетворенные – практики (меня воспитывали без специальных знаний, а с ребенком и так все в порядке)

?  Некомпетентные неудовлетворенные – беспомощные (не знаю, что с ребенком делать, кто подскажет?)

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для чего школе нужна информация о семье?

  • Для отслеживания и сопровождения семьи, позволяющих выяснить ее особенности и использовать способность воздействовать на ребенка.
  • Для привлечения родителей к работе школы.
  • Для осуществления внутришкольного мониторинга при помощи семьи, позволяющего контролировать качество предоставляемых школой образовательных услуг.
  • Для проведения информационно-просветительской работы родителей, а так же создания информационных материалов для родителей.

Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника. Надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь ученик и его развитие.

Взрослые, все без исключения, всегда в душе безмерно рады успехам своих детей. Ради этих успехов они готовы пойти на очень многое. Так давайте же постараемся, чтобы шаги, сделанные вашим ребенком в школьном мире, были для самого  ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок быстро освоит этот новый, интересный мир. А школа и вы лично обязательно приобретете в лице друзей и партнеров родителей ваших благополучных учеников множество друзей и союзников.

Хотелось бы призвать  вас всех  задуматься и посмотреть,  как- бы  со стороны,  на  поведение своих детей, на свои отношения в семье  и  прежде всего на взаимоотношения всех членов семьи и пожелать, вам с пониманием, бережно относится  друг  к другу, любить детей не слепой любовью, а проявлять ее каждый день в общении с ребенком, чтобы каждый из детей знал, что его любят, с его мнением считаются, его уважают как личность.

 

27.01.2015 17:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!