СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МОУ Никоновская ООШ
Раменский район Московская область
Додонова Татьяна Владимировна
Учитель, классный руководитель
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка – главная задача родителей, как основных партнеров образования.
Большую часть населения нашей планеты составляют дети. Великий педагог нашего столетия А.С.Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это еще не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по повышению и укреплению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков удаляется от своих родителей. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат в среде педагогов и учащихся, самих учащихся, школы и семьи. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ.
Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Безусловно, школа должна определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр. Это обеспечивается, благодаря приобщению родителей к педагогическому процессу, организации со стороны школы информационно-педагогических встреч (педагогический лекторий для родителей); знакомство с результатами учебно-воспитательного процесса через информационные ведомости, а теперь и электронный журнал.
На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения семей, в которых воспитывается один ребёнок , увеличилось количество семей, где воспитанием занимается один родитель, 3% семей являются многодетными, 1% многодетных семей входит состав семей неполных. Профессиональный статус родителей свидетельствует о том, что 39 % всех родителей – рабочие, 26% - служащие, 4% - педагоги, 3% - работники МВД, 6% — врачи, медработники, увеличилось и количество домохозяек — 9%, большая часть, которых вынуждена, заниматься домашним хозяйством из-за сокращения кадров на предприятиях. Велика среди родителей доля временно не работающих - 1,3 %, пенсионеров и инвалидов - 0,2 %. Есть семьи, в которых временно не работают оба родителя. Низкий уровень доходов, отсутствие социальных перспектив, сокращение рабочих мест приводит к тому, что многие родители вынуждены искать работу в больших городах, чтобы каким-то образом содержать семью. Количественный показатель таких семей постоянно растёт - 29 %. Отсутствие родителей и, даже при наличии родителей дома, нежелание их заниматься воспитанием детей в полной мере повышают вероятность совершения правонарушений подростками.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Цели воспитания в семье:
Задачи родителей в области семейного воспитания:
Основные направления воспитания в семье:
Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, которой определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом. У педагогов всегда присутствовало понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей ребенка. Поэтому так важно организовать конструктивное взаимодействие семьи и школы |
·
·
Со своей стороны в основу учебно-образовательного процесса школа закладывает следующие принципы:
необходимо учитывать природные свойства, природные задатки ребенка.
|
·
·
·
·
·
·
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Родители своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. |
·
Тип семьи меняется. Меняются люди, их поведение, их отношение друг к другу. Но самое неприятное то, что эти процессы привели нас к возникновению проблемы «детей девиантного поведения». Девиантное поведение - нарушение социальных норм:
Почему ребенок меняет свое поведение, когда взрослеет?
Основные причины – отношения в семье.
Многие подростки с девиантным поведением воспитываются в семьях, являющихся функционально несостоятельными, не справляющимися с воспитанием детей. Это конфликтные семьи, в которых хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи, характеризующиеся низкой психолого-педагогической культурой, неправильным стилем детско-родительских отношений.
Воспитательная функция - одна из важнейших функций семьи. По большому счету, согласно мнению Э. Эриксона, практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. Однако в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Понятие «воспитательный потенциал семьи» включает следующие особенности семьи: тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, нравственную атмосферу жизни семьи, ее уклад, стиль, социальные установки, систему ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое.
Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность семьи.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого.
Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных
В. Сатир считала, что здоровая семья — это семья, в которой:
1) каждый член семьи воспринимается как равный другим;
2) доверие, честность и открытость являются существенными;
3) внутрисемейное общение является конгруэнтным;
4) члены семьи поддерживают друг друга;
5) каждый член семьи несёт свою часть ответственности за семью в целом;
6) отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе;
7) в семье существенное место занимают традиции и ритуалы;
8) члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них;
9) в семье уважается право на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни;
10) чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются
Неблагоприятные семейные условия обусловливают возникновение личностных нарушений у ребенка, неадекватных самооценок, негативных межличностных отношений. Этому способствует авторитарный стиль общения, гипоопека, эмоциональное отвержение и другие негармоничные типы воспитания.
В основе сложившегося типа стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Данный феномен определяется исследователями как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.
Существует так называемая типология родителей:
? Компетентные удовлетворенные – гармоничные (много знаю о воспитании, знания помогают мне построить хорошие отношения с ребенком)
? Компетентные неудовлетворенные – теоретики ( знаний о воспитании много, но почему-то применить их не могу)
? Некомпетентные удовлетворенные – практики (меня воспитывали без специальных знаний, а с ребенком и так все в порядке)
? Некомпетентные неудовлетворенные – беспомощные (не знаю, что с ребенком делать, кто подскажет?)
Для
Для чего школе нужна информация о семье?
Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника. Надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь ученик и его развитие.
Взрослые, все без исключения, всегда в душе безмерно рады успехам своих детей. Ради этих успехов они готовы пойти на очень многое. Так давайте же постараемся, чтобы шаги, сделанные вашим ребенком в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок быстро освоит этот новый, интересный мир. А школа и вы лично обязательно приобретете в лице друзей и партнеров родителей ваших благополучных учеников множество друзей и союзников.
Хотелось бы призвать вас всех задуматься и посмотреть, как- бы со стороны, на поведение своих детей, на свои отношения в семье и прежде всего на взаимоотношения всех членов семьи и пожелать, вам с пониманием, бережно относится друг к другу, любить детей не слепой любовью, а проявлять ее каждый день в общении с ребенком, чтобы каждый из детей знал, что его любят, с его мнением считаются, его уважают как личность.
© 2015, Додонова Татьяна Владимировна 2034