СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной методической системе?
По данным Всероссийского съезда педиатров здоровье каждого ребенка ухудшается по мере обучения в школе минимум в 5 раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют 80 % школьников. Факторов, негативно влияющих на здоровье школьника достаточно много. Но не смотря на значимость материальных, санитарно-гигиенических и психологических условий, ключевую роль в решении задач сохранение здоровья детей играет, прежде всего, личность учителя, педагога. Задачи охраны и укрепления здоровья школьников могут успешно решаться в том случае, если учитель сам будет обладать хорошим здоровьем.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и в информационном поле преподаваемого предмета, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Действие многочисленных объективных факторов вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и эмоциональному «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации. Поэтому, важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок, совладение с негативными последствиями работы по обучению и воспитанию учащихся.
Особенно остро встает вопрос о профилактике нарушений психологического здоровья, на формирование у педагогов характеристик психологически здоровой личности.
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие основные характеристики психологически здоровой личности учителя:
1) принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
2) принятие коллег и учеников, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
3) хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
4) стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, вызванной неблагоприятными факторами рабочей среды.
Основными факторами, проводящими к нарушениям психологического здоровья педагогов является:
внешние факторы
- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение);
- нечеткая организация и планирование труда;
- повышенная ответственность за выполняемые функции и операции (режим постоянного внешнего и внутреннего контроля);
- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель-подчиненный» и «коллега-коллега»);
- психологически сложный контингент лиц в общении;
внутренние факторы
- склонность к эмоциональной сдержанности;
- интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности;
- слабая мотивационная отдача в профессиональной деятельности;
- нравственные дефекты личности специалиста.
Стресс (англ. – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Распространенные симптомы, проявляющиеся в ответ на стресс:
- физические: мигрени или головные боли, бессонница, утомляемость, потеря аппетита;
- психические: неспособность сконцентрироваться, навязчивое беспокойство, восприятие себя в качестве жертвы;
- поведенческие: попытки проявлять заботу, но несоответствующие этому чувства и действия, уклонение от учеников, коллег и трудных ситуаций, избыточное употребление алкоголя, табака, переедание;
- эмоциональные: резкие колебания настроения, приступы тревоги, ненависть по отношению к ученикам.
Профессиональная деятельность учителя имеет особое влияние на структуру его психических характеристик. Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Для учителей с 15-20-летним стажем характерны педагогические «кризы», «истощение». Так, у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. Учителю важно уметь регулировать собственное поведение, анализировать педагогическую деятельность с позицией личности ребенка, осознавать значимость собственных усилий в поддержке психического и соматического здоровья, уметь диагностировать проблемы в собственном здоровье. Практикуя стратегию профессионального роста, учителю необходимо продумывать усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического.
Факторы, влияющие на поддержание психического здоровья педагога.
Трудовая жизнь – это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит не только физическое и душевное благополучие учителей, но и детей, с которыми они ежедневно общаются. Вот почему так важно каждому педагогу овладеть способами оптимизации учебно-воспитательной и собственной индивидуальной методической деятельности.
© 2018, Петренко Марина Леонидовна 280