СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выполнение физических упражнений вызывает определенное напряжение функциональных систем организма занимающихся. Мера этого напряжения, в зависимости от нагрузочных воздействий, может быть различной - от оптимальной до недопустимой. Поэтому определение меры нагрузочных воздействий является необходимым компонентам контроля за процессом физического воспитания учащихся.
О мере физической нагрузки в практике врачебно-педагогического контроля принято судить по реакции показателей деятельности различных функциональных систем и, в первую очередь, средечно-сосудистой. Достаточно информативным и наиболее доступным показателем деятельности сердечно-состудистой системы (ССС) является частота сердечных сокращений (пульс). Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) - важнейший физиологический механизм, демонстрирующий адаптацию системы кровообращения к мышечной работе. Показатель ЧСС широко используется для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей ССС, т.к. установлена линейная зависимость, между ЧСС и величиной физической нагрузки. Поэтому показатели ЧСС используют в качестве критерия при оценке тяжести нагрузки и ее переносимости (занимающимися физической культурой). Все способы измерения пульса объединяются общим термином "пульсометрия".
Измерение пульса может осуществляться польпаторно (руками) или инструментально (с помощью различных приборов). В любом варианте измерения необходимо соблюдать требования стандартности, надежности и репрезентативности. Стандартность предполагает одинаковость условий измерения - по выбору участка тела (запястье, шея, висок, область, сердца), по исходному положению (лежа, сидя, стоя) по переводу, значений пульса в одну минуту. Надежность предполагает длительность измерения (5, 10, 15, 30 или 60), точность фиксации отрезков времени и т.п. Репрезентативность предполагает целесообразность выбранного варианта пульсометрии и количества измерений.
Для создания представления о составе показателей пульсометрии обсудим их некоторый перечень.
Показатели пульса у школьников 7-14 лет при выполнении нагрузки разной интенсивности максимальной продолжительности
Возраст |
Пол |
Пульс покоя (за 1 мин.) |
Интенсивность (%) и продолжительность работы (за 1 мин.) |
|||
20 |
30 |
50 |
70 |
|||
7-8 |
м |
89 |
126 |
134 |
157-16 |
162-5 |
д |
91 |
162 |
180 |
170-15 |
171-4,5 |
|
9-10 |
м |
79 |
127 |
143 |
163-19,5 |
164-7,5 |
д |
92 |
152 |
179 |
176-18,5 |
177-6,0 |
|
11-12 |
м |
78 |
149 |
164 |
168-38 |
168-10,5 |
д |
88 |
164 |
180 |
166-30 |
166-6,0 |
|
13-14 |
м |
80 |
162 |
170 |
165-57,5 |
168-8,5 |
д |
84 |
163 |
179 |
166-29,5 |
165-4,0 |
Представленные данные позволяют ориентироваться на оптимальные значения пульса и продолжительной непрерывной работы с интенсивностью от 20 до 70%, с учетом различий возраста и пола.
ИНН = [ ? ЧСС (за 5 минут восстановления) - ЧСС исходная]/ t работы
Чем выше интенсивность нагрузки, тем больше значение индекса.
10. Динамика значений пульса в процессе урока (пульсометрия). С помощью пульсометрии можно проследить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузочное воздействие в процессе занятия физическими упражнениями.
Организация пульсометрии. Выделяется три этапа работы. 1) Предварительная подготовка. Она включает выбор объекта исследования, оформление протокола измерений. 2) выполнение измерения. Наблюдение проводится за одним (произвольно выбранным) учеником. Измеряется (в течение 10 сек.) пульс покоя (до урока), а также после каждого двигательного действия. Целесообразно в течение урока произвести 15-20 измерений пульса. Интервал между измерениями определяется условиями двигательной деятельности занимающегося. Измеренные показатели пульса фиксируются в протокол (см. протокол). 3) Окончательное оформление протокола, которое включает: а) пересчет величины пульса измеренных за 10 сек. в минутное исчисление, б) определение в % (от пульса покоя) динамики пульса, в) анализ полученных результатов, г) вычерчивание пульсовой кривой. В системе координат, где по оси абцисс - минуты урока, а по оси ординат - значения пульса.
Все измерения пульса проводятся на одном в том же участке тела одного ученика (рука, висок). В процессе подсчета ученик занимает однотипное положение (или стоя, или сидя).
Анализ полученных данных можно проводить по следующей схеме: 1) Величины максимального пульса - по ним судят об интенсивности нагрузки. 2) Величина т.н. "среднего" пульса, полученного делением суммы всех измеренных показателей пульса за урок на количество этих измерений. 3) Указанные величины вычисляются и анализируются за весь урок и по каждой из частей урока в отдельности. 4) Обсуждается динамика пульса. При анализе пульсовой кривой необходимо учитывать раздел программы, место занятий, тип урока и его содержание. Ниже приводится протокол определения пульса.
Протокол определения пульса у ученика
№ |
Действия ученика |
Время подсчета пульса от начала урока |
Частота пульса |
Динамика пульса в % от покоя |
|
За 10 |
За 1 |
||||
1 |
В начале урока (по звонку) |
10ч.00м. |
16 |
96 |
100 |
2 |
Построение |
7,00 |
16 |
96 |
100 |
3 |
Бег |
7,30 |
18 |
108 |
108 |
4 |
10 перекатов назад-вперед |
13,00 |
21 |
126 |
126 |
5 |
Кувырок вперед 2 раза |
17,00 |
21 |
126 |
126 |
6 |
Переход из 6.6 в исходное положение для кувырка вперед (4 раза) |
21,00 |
20 |
120 |
120 |
7 |
Из о.с. упор стоя согнувшись 3 раза |
23,00 |
22 |
132 |
132 |
8 |
Построение |
27,30 |
18 |
108 |
108 |
9 |
Перестроение |
33,00 |
18 |
108 |
108 |
10 |
Отдых |
35,00 |
18 |
108 |
108 |
11 |
Поднимание ног из положения лежа |
38,00 |
21 |
126 |
126 |
12 |
Построение в 1 шеренгу |
45,00 |
17 |
102 |
102 |
13 |
При выходе из зала |
10ч. 55м |
17 |
102 |
102 |
© 2023, Залунин Константин Леонидович 1160