СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по Московскому метро

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день в метро Москвы насчитывается более 300 станций и их число постоянно увеличивается. Какие-то называют «подземными дворцами», а какие-то похожи на космические корабли. Станция «Арбатская» Станций с таким названием в Москве две. Первая была построена в 1935 году на Филёвской линии и в годы Великой Отечественной войны из-за небольшой глубины серьёзно пострадала от бомбёжек. Поэтому было принято решение построить вторую «Арбатскую», и в 1953 году открылась новая станция — на этот раз на глубине 41 метр. А её «двойника» на Филёвской линии восстановили только к 1958 году. Сегодня «Арбатская» на Арбатско-Покровской входит в число самых красивых станций метро в Москве. В её оформлении использован стиль московского барокко и элементы русского зодчества XVII века. Белые своды украшены крупной лепниной с цветочными и фруктовыми композициями, нижняя часть колонн отделана красным гранитом из Крыма, а пол выложен плитками грузинского мрамора салиэти. Освещают станцию роскошные позолоченные люстры.

Станция «Славянский бульвар». Парк под землёй

Относительно новая станция, которая открылась в 2008 году. По словам архитектора И. Л. Лубенникова, при разработке проекта он «создавал пейзаж под землёй» и хотел, чтобы здесь всё напоминало настоящий бульвар. Станцию построили в тематике парковой зоны, а для оформления использовали элементы стиля ар-нуво, например кованые украшения в виде растений.

Усиливают сходство с бульваром изящные фонари в виде деревьев, скамьи для пассажиров и зелёный мрамор в облицовке стен.

Станция «Кропоткинская». Египетский дворец

Первоначально называлась «Дворец Советов». В 1957 году её переименовали в «Кропоткинскую» по бывшей площади Кропоткинские Ворота и одноимённой улице (сегодня — площадь Пречистенские Ворота и Пречистенка).

Идея объединения стилей древнеегипетского храма с советской символикой, по легенде, пришлась не по нраву ответственному за строительство метрополитена Л. М. Кагановичу, сподвижнику Сталина. Как писал архитектор А. Н. Душкин, «последовало замечание и сомнение, не будет ли выражена идея деспотии, присущая династиям фараонов». На что Душкин ответил: «У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа».

При разработке проекта архитекторы взяли за основу храм Амона Ра в Карнаке. На платформе установлены два ряда десятигранных колонн, которые расширяются к потолку и принимают форму пятиконечной звезды. В верхней части вмонтированы скрытые светильники, которые создают иллюзию приподнятого свода. Сами колонны облицованы мрамором, а пол выложен плитками гранита. Для усиления древнеегипетской атмосферы в первые годы после открытия здесь стояли горшки с цветами, но позже их убрали.

Лаконичный дизайн станции был отмечен престижными наградами — получил Гран-при на Международных выставках в Брюсселе в 1937 году и в Париже в 1957 году. А изображение вестибюля «Кропоткинской» можно даже встретить на сувенирных серебряных монетах Центробанка.

Станция «Фонвизинская». Космический хай-тек и русская литература

Относительно новая станция московской подземки, оформление которой кардинально отличается от типичного советского. «Фонвизинская» была открыта в 2016 году и объединила в себе хай-тек и современные мультимедийные технологии.

Полукруглые колонны с белой подсветкой и минималистичный декор создают ощущение космического корабля. В 2018 году здесь появились 28 3D-панно высотой по четыре метра. Каждое изображает сцену из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», причём некоторые герои внешне напоминают создателей проекта станции. Например, Кутейкин списан с главного архитектора, а для Митрофанушки был использован образ разработчика 3D-панно.

«Маяковская». Спрятанная мозаика и ар-деко

Одна из самых красивых станций московского метро, которую полюбили даже в Нью-Йорке. В 1939-1940 годах там проходила Всемирная выставка, где был представлен участок «Маяковской». Проект станции так понравился жюри, что получил Гран-при.

«Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения колонного типа. Её строили на глубине более 20 метров и бурили, не вскрывая грунт сверху — закрытым способом. А стиль итогового оформления платформы назвали сталинской неоклассикой.

«Маяковская» оформлена в стиле сталинской неоклассики с элементами авангарда. Колонны и арки отделаны стальными лентами, а в каждой из 34 ниш потолка установлены 16 светильников. Изюминка станции — «секретные» мозаики по эскизам художника А. А. Дейнеки. Увидеть их можно, только встав под нишей и подняв голову вверх, поэтому многие пассажиры их просто не замечают. Панно объединяет общая тема — «Сутки советского неба». Картины выложены из смальты, и каждая имеет свой сюжет (спорт, пейзажи, отдых, труд и т. д.), а на нескольких можно отыскать Спасскую башню.

Интересная история связана и с прошлым станции. Во время Великой Отечественной войны она использовалась как место для торжественных выступлений: в ноябре 1941 года здесь на специально собранной трибуне выступил с докладом Сталин по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции.

Источник: https://experience.tripster.ru/articles/samye-krasivye-stancii-moskovskogo-metropolitena

Категория: Всем учителям
14.05.2024 14:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!