СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути развития письменно-речевой деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Природа письменной речи резко отличается от природы устной речи. Если устную речь считать арифметикой речи из-за ее конкретики, то письменная речь, в силу своей абстрактности, будет алгеброй речи (Лев Семенович Выготский). Письменную речь следует специально выращивать в младших школьниках, задавать и воспитывать мотивы письменноречевой деятельности, учить формам общения с помощью письменной речи, открывать в них содержание письма, и благодаря всем этим условиям, давать импульс для более высокой, качественной, богатой жизненной культуры и личностного развития.

Для того, чтобы была разрешена проблема выращивания в детях умения письменной речи и мотивированного возделывания ее в письменноречевую деятельность, необходимо построить специальную программу, направленную на преодоление психологических трудностей на этом пути. А трудности эти выражаются в тех резких различиях, которые обнаруживаются при сравнении устной и письменной речи и которые делают письменную речь алгеброй речи. Такими отличительными чертами письменной речи являются:

1. письменная речь есть речь в мышлении, представлениях, она лишена звучания, интонирования, экспрессии;

2. письменная речь монологична, она оторвана от собеседника и конкретной ситуации;

3. письменная речь есть замедленная речь, тогда как устная речь все речевые образования пропускает незамедлительно; при письме те же самые образования должны быть задержаны до их графического изложения на бумаге, однако возникшие мысли не терпят задержки, они часто улетучиваются;

4. письменная речь есть качественная речь: так как рядом нет собеседника, необходимо полно, логично, завершенно изложить содержание письма, постоянно исходя из позиции читателя;

5. мотивы письменной речи крайне отдалены от жизненных запросов ребенка, тогда как мотивы устной речи постоянно руководят подсознанием говорящего.

Письменноречевая деятельность выращивается и развивается в детях с помощью специфических знаний, особо организованных упражнений, создания стимулирующей и мотивирующей среды. И все это мы начинаем делать в начальной школе.

Но, оказывается, учить ребенка новым формам речевого самовыражения можно до школы. Для этого ему не нужно уметь писать. Ему нужно оказаться в «ситуации письменной речи», т.е. в ситуации, когда он рассказывает, а взрослый за ним записывает.

Не все, что записано за ребенком, – результат ситуации письменной речи. Вы можете записывать забавные словечки и выражения малыша, можете вести дневник, фиксируя детские фразы и диалоги. Это совсем другое. В ситуации письменной речи ребенок «диктует» взрослому свой рассказ, а взрослый за ним записывает.

Ситуация письменной речи должна быть специально организована. Ребенок должен знать: вы за ним записываете. Он не просто так говорит, он «диктует» взрослому. И звуки его речи, его слова, выражения «застывают». Выражаясь научным языком, взрослый превращает речь ребенка в текст, используя буквы, т.е. специальные знаки.

Если вдуматься, это магия, волшебство. Ведь что происходит? Слышимое, но невидимое, превращается в видимое, но неслышимое. То, что ребенок произнес, не растворяется, не исчезает. Взрослый даже по прошествии времени сможет в точности воспроизвести то, что ребенок ему «наговорил».

Ситуация письменной речи – это не только сильнодействующее средство развития детской речи, но и средство развития отношений между родителем и ребенком.

Как организовать ситуацию письменной речи

1. Создайте мотив для совместной деятельности: например, нужно сообщить кому-то о важном событии в жизни ребенка или о каком-то его желании. Предложите ребенку «наговорить» слова, которые вы за ним запишите.

2. Выберите форму текста. Это может быть письмо, сказка, история. Соответственно записанный текст потом будет оформлен как письмо или превратится в самодельную книжку.

3. Выберите способ фиксирования текста.

А) Можно записывать за ребенком на бумаге ручкой.

Б) Можно сесть вместе с ребенком за компьютер

В любом случае ребенок должен видеть, как за ним записывают.

4. Время от времени нужно просить ребенка остановиться, показывать ему текст, в который превратился детский рассказ, и уточнять: «Я вот так записал. Ты ведь это говорил? Нет? Тогда давай я это исправлю. Скажи еще раз, чтобы точнее получилось».

5. В конце нужно обязательно прочитать малышу весь текст. Это усиливает ощущение «превращения» устного в письменное.

6. Готовый текст необходимо «оформить».

А) Оформляем текст как письмо. В этом случае лучше воспользоваться обычной почтой: она открывает дополнительные возможности почувствовать результат совместного труда: вкладываем письмо в конверт, наклеиваем красивую марку, опускаем в почтовый ящик. Много разных предметных действий.

Б) Оформляем текст в самодельную книжку.

Это особая область рукотворчества. Изготовление самодельных книжек – одна из тропинок, ведущих в большой книжный мир.

А когда дошкольник становится школьником, тогда мы начинаем процесс выращивания письменноречевой деятельности во внеурочной деятельности, начиная с первого класса.

Нам с коллегой посчастливилось четыре раза посетить фестивали гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили. Там мы узнали, что его женой, Валерией Гивиевной Ниорадзе, доктором пед. наук, создана система развития письменноречесвой деятельности. Она отражена в ее книге. Курс письменноречевой деятельности как учебный предмет функционирует в школах – экспериментальных площадках, работающих по системе Гуманной Педагогики. И мы очень порадовались, что нам есть, на что опереться в нашей работе.

Но и сам Шалва Александрович защитил докторскую диссертацию, которая была посвящена именно письменной речи младших школьников. Гипотезой его исследования было предположение о том, что работа над письменной речью улучшает речь устную. И он это доказал вместе с Валерией Гивиевной в практической работе с младшими школьниками.

Этими прекрасными педагогами созданы комплекты по развитию письменной речи для 1-4 классов.

Комплекты для каждого класса включают:

1.Книгу для учителя, где раскрывается суть гуманно-личностного подхода к детям, даётся разработка содержания каждого урока, а также прилагаются детские творческие работы – «Проба пера».

2. Сборники художественных текстов для каждой четверти.

3. Сюжетные картинки.

Обобщив все это, мы решили выращивать и развивать письменноречевую деятельность в наших детях на занятиях во внеурочной деятельности.

Начинаем с первого класса. Какие ключевые моменты этих занятий?

I класс

Знания (даются в виде бесед и обсуждений): речь — устная, письменная, устные тексты, письменные тексты.

Умения: объективация речи; объективация смысловой единицы — предложения; материализованные манипуляции над построением предложения; завершенность предложения, квазиписьмо — письмо предложений с помощью условных знаков (слово — короткая горизонтальная линия).

Упражнения: составление рассказов по сюжетным картинкам и их замедленное изложение; произнесение предложений с разными интонациями и их запись с помощью условных знаков (вначале), с помощью букв (с января) и знаков эмоционально-экспрессивной группы.

Письменноречевая деятельность (с марта): выпуск книг (текст о собственных впечатлениях — рассказ, сказка, стишок) — 5—8 книг до конца учебного года; выпуск газет (3—5 газет); письменные сообщения; подготовка пригласительных билетов; переписка с учителем и друзьями во время летних каникул.

Мотивационное обеспечение письменноречевой деятельности детей: проявление заинтересованности учителя тем, о чем, как и в какой форме пишет каждый ребенок; учитель — активный и отзывчивый читатель; организация детского коллектива и родительского сообщества.

Выращивание в детях письменноречевой деятельности ведётся по следующим направлениям: работа над красочностью слова и речи; использование особенностей интонирования речи в письменной форме; постижение нравственной стороны текстов, восприятие красоты и образности художественного слова; обогащение речи, чувств, поступков; воображаемые ситуации и их письменное оформление. Детям также предлагается выполнение творческих письменных работ: мы – фантазёры, мы – рассказчики, мы – баснописцы, мы – журналисты, мы – писатели и поэты; выпуск газет и сборников, первых авторских книжек, сборников. Одно из направлений – развитие умения проверки, самопроверки, контроля, самоконтроля, оценки и самооценки.

Главное в работе учителя с детьми – это полное доверие их возможностям, уверенность в том, что они обязательно справятся с поставленными перед ними сложными творческими задачами, дадут правильное толкование нравственным понятиям. Оптимистический взгляд на возможности каждого ребёнка, опора на его внутреннюю интуицию и врождённую универсальную способность глубинного чувствования языка никогда не подводили нас в педагогическом процессе.

В таком педагогическом процессе выращивания письменной речи дети постепенно начинают раскрывать свои творческие способности, свободно излагать в письменной форме собственные мысли, чувства, переживания, а некоторые проявляют более глубокое понимание Слова.

08.02.2022 22:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!