СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Применение рабочих листов на уроке для организации работы учащихся
В рамках ФГОС одной из задач модернизации российского образования является учёт познавательных интересов учащихся.
Стандарт устанавливает требование к личностным образовательным результатам, включающим «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования… с учётом устойчивых познавательных интересов».
Это совсем непростая задача, так как познавательный интерес, являющийся сознательной деятельностью, имеет большое значение в структуре всей учебной деятельности. Ведущую роль в ней играет целенаправленность, придающая продуктивный характер. Интерес без определенной цели сильно неустойчив. Только осмысленность деятельности может дать результат познавательного интереса.
Цель не может быть достигнута, если у учащихся существует задача лишь получить результат, познавая неизвестное и решая практическую или интеллектуальную задачу.
Основным здесь является процесс получения знаний, который контролирует непосредственно учитель. И его задача – включить в него обучающихся, опираясь на формы познания.
Можно выделить 8 когнитивных процессов, которые необходимо пройти любому человеку для того, чтобы хорошо запомнить информацию, а именно: привлечение внимания, задачи, прежние знания, новая информация, сопровождение обучения, практика, обратная связь, связь с жизнью.
Для работы с обучающимися, в особенности с разными образовательными способностями, следует обратить внимание на современность урока. Он должен быть привлекательным и содержательным. Одним из продуктивных способов модернизации урока можно считать использование рабочих листов, предложенных учителем на разных этапах урока.
Опираясь на стандарт, в основе современных уроков лежит системно-деятельностный подход. Рабочие листы способны помочь сделать учебный процесс деятельностым и реализовать образовательную функцию урока.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Рабочий лист полностью отвечает требованиям ФГОС и отражает все когнитивные процессы.
Что же такое «Рабочий лист»? Рабочий лист –дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по итогам изучения материала этапа, тематического блока или урока в целом. Рабочий лист — это лист, где прописаны задания с указаниями, как и что следует сделать, содержится теоретический материал в формате саммари (краткое изложение). Это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.
«Рабочий лист» – это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения.
Главной задачей рабочего листа является обучение ребенка, учить его учиться и показать, что сам процесс обучения может быть интересным и, если ученик приложить некоторые усилия, то он не только добьется результата, но и испытает радость от процесса обучения, то есть от понимания и от собственных успехов.
С помощью рабочего листа можно организовать самостоятельную работу вместе с учебным материалом на уроке, активизировать деятельность учащихся на любом этапе урока, получить обратную связь.
Какие могут быть задания? Составленные по блокам с заданиями разной сложности, направленные на контроль или актуализацию знаний. На уроках открытия нового материала могут иметь блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания для структуризации материала или составлению разноуровневых кластеров. Кроме этого существует возможность составить задание с элементами, соответствующими стандартам второго поколения – самооценивания работы на уроке. И самое важное, что в структуру рабочего листа включены задания на формирование различных УУД.
Рабочие листы – это задания, требующие умение анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. С их помощью теоретические основы материала изучаются на примерах, различных практических заданий. Учащиеся добывают знания самостоятельно и сравнивают свои выводы с теоретическими данными из учебника или других источников.
Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.
К инструменту «Рабочий лист» не относятся:
Структура «Рабочего листа» выглядит следующим образом:
– Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);
– Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);
– Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного возраста);
– Задания (очень простое – простое –сложное – твое собственное задание).
Весь «Рабочий лист» должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует повышению мотивации к обучению.
Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц.
Создавая рабочий лист с картинкой, можно использовать следующие задания:
– найди соответствие; – раскрась; – подпиши; – соедини и т.д.
В рабочий лист можно добавить информационный блок, где обучающиеся найдут для себя новую информацию, благодаря которой каждый найдет для себя новое, что в результате повысит интерес к предмету, и, как следствие, мотивирует на успешное обучение.
Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.
© 2024, Симонова Марина Васильевна 46