СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над гаммами в младших и средних классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Конечно, играющему на рояле надо знать гаммы и другие компоненты комплекса так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно это знание применять. Но, выучив таблицу умножения в младших классах, не твердим же мы её всю оставшуюся жизнь! А вот гаммы нужны пианисту всегда. Они «одинаково» полезны как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже опытному исполнителю, - замечает К.Черни. – Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним».

Черни прав: и при воспитании пианиста, и для поддержания должного уровня мастерства без овладения гамовым комплексом, без постоянной работы над ним не обойтись. Одни только этюды проблемы не решают. Этюды начинают приносить настоящую пользу, когда они бывают освоены до конца – играются свободно, в быстром темпе, со всеми оттенками. А чтобы выучить этюд как следует, нужно немало времени. Домовый комплекс осваивается сравнительно легко и сразу же начинает приносить плоды. Стоит заметить, что в отличие от этюдов, часто направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки одновременно: левая упражняется и развивается наравне с правой.

Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью музыкального воспитания в незапамятные времена, ещё в клавирной педагогике. Но только к концу 18 – началу 19 столетия, когда фортепиано окончательно вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда формируется собственно фортепианный стиль и развивается виртуозное исполнительство, граммовый комплекс и в первую очередь гаммы становятся, по выражению Черни, «основой» фортепианного обучения, и им уделяется самое большое внимание.

Работа над гамовым комплексом оставалась краеугольным камнем технического воспитания пианиста на протяжении всего 19 века. А на рубеже столетий, когда проблемы технического развития становятся предметом специальных исследований и вызывают оживлённые дебаты, отношение к гаммам как к обязательному тренировочному материалу оказывается уже неоднозначным. Так, например, в истории советской фортепианной педагогики был период (в 30-х годах 20 века), когда развивать технику ученика предписывалось только на художественных произведениях и рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм, педагоги старой школы тайком проходили их со своими учениками… К счастью, этот период длился недолго, и граммовый комплекс был полностью восстановлен в своих правах.

С.Рихтер никогда не играл гаммы, в то время как Рахманинов использовал их в своей музыкальной практике на протяжении всей жизни. Нас воспитали на гаммах и уже выработался рефлекс на повседневное их «употребление», но несмотря на это гаммы очень многими нелюбимая вещь. Я решила провести опрос среди своих учеников и выяснить, чем им не нравятся гаммы.

Значение гамм в игре на фортепиано.

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов полутонов - интер валику).

2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т.д.).

Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.

Основные звуковые задачи при игре гамм:

1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato.

2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3. Развивая мелодическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Категория: Музыка
19.02.2021 18:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!