СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Набросок стать для сборника
Данная статья дает представление о работе педагога дополнительного образования с группами дошкольников по программе инклюзивного образования с логопедическим направлением на базе дошкольного образовательного учреждения. В статье представлен пример нескольких занятий, ход урока, выбор материалов и тем.
Сегодня все чаще среди актуальных вопросов связанных с образованием поднимается и вопрос воспитания, образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ имеют особенности психофизического развития, которые мешают их нормальной жизнедеятельности. Причин для таких особенностей называют довольно много: часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями1.
Сегодня наравне с индивидуальными занятиями с детьми с ОВЗ применяют так же и инклюзивное образование - при котором дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли бы реализовать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности4.
Учитывая все современные потребности ребенка, требования к его воспитания, образованию и социализации педагогами МАУДО ДДТ «Родник» была разработана новая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт-Безопасик: инклюзия». Она имеет художественную направленность и обладает целым рядом уникальных возможностей для развития навыков безопасного поведения дошкольников, в том числе с ОВЗ. В частности для реализации программы на базе ДОУ Детский сад №2 были выбраны логопедические группы детей с нарушением речевого развития.
Для того, что бы образовательный процесс проходил наиболее эффективно, обращается внимание на следующие характеристики.
- Наполняемость группы – не более 15 человек. При условии, что группа смешанная, и количество детей с ОВЗ составляет 3-5 человек.
- Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа в перерывом в 10 минут (для дошкольников 1 академический час равен 30 минутам)
-Традиционными методами организации учебно-познавательной деятельности являются: наглядные, демонстрационные; практические-репродуктивные; проблемные; исследовательские; поисковые.
- В творческом процессе применяются самые доступные материалы: бумага, пластилин, клей, краски, цветные карандаши. А так же иные материалы: вата, крупы, природные материалы и т.д.
- Педагог использует различные творческие техники (пластилинография, бумагопласика и т.д.) а так же методы арт-терапии, что позволяет решить психологические проблемы дошкольников (снять стресс, раскрыть творческий потенциал, повысить внимательность и коммуникабельность)
Педагог придерживается следующей схемы проведения занятия:
Этап занятия |
Описание |
Время |
- Приветствие и раскрытие темы занятия педагогом! |
Приветствие и рассказ педагога о теме занятия. Применяются наглядные материалы: карточки, плакаты, презентации. |
5 минут – 10 минут |
- Диалог: обсуждение темы занятия учениками. |
Педагог задает наводящие вопросы и позволяет учащимся самим искать на них ответы, рассуждать и спорить. На этом этапе важно обратить внимание на работу детей с ОВЗ, что бы они активно участвовали в диалоге, четко и без стеснения высказывали свое мнение, не волновались. |
10-15 минут |
- Наглядный материал |
Презентация или мультфильм по теме занятия. Используются материалы с сайтов МЧС России и Республики Белоруссии. Данные материалы являются хорошим способом закрепить тему в памяти учеников, они яркие, наглядные, рассчитаны на юный возраст зрителя, доступно доносят информацию и создаются специалистами в своем направлении. |
5-10 минут |
- Перерыв |
Можно провести простую зарядку |
10 минут |
- Переход к творческому заданию. Объяснение |
Рассказ учителя о материалах, способах работы с ними, повторение правил техники безопасности с колюще-режущими предметами. Рассказ о самом задании и способе его выполнения. |
5-10 минут |
- Основной творческий процесс |
Поэтапное выполнение работы, создание поделки или наглядного материалы, пошаговое повторение за учителем. Педагог так же следит, что бы дети с ОВЗ работали в паре с детьми без ОВЗ, помогали друг другу, объясняли и делились материалами. При подготовке к данному этапу, важно помнить, что творческое задание так же должно отражать тему занятия: если мы говорим об опасности работы с горячими предметами, то создаем объемное изображения кружки с чем-то горячим, показывая пар с помощью ваты. На занятиях посвященных опасным животным – создаем изображение дикого животного с помощью обрывков бумаги или газет, в мозаичной технике. |
15-20 минут |
- Завершение занятия. |
Уборка своего рабочего места, наведение порядка в классе, общий снимок с работами на память. |
5 минут. |
Очень важно, что бы на всех этапах работы дети с ОВЗ были вовлечены в обсуждения, активную работу в паре или в команде. Это позволит им раскрепоститься, стать более активными в общении, а так как работа проходит с логопедической группой, чем больше слов дети повторят, чем больше будут стараться говорить и правильно передавать свои мысли, тем быстрее пойдет их процесс обучения и интеграции в обществе.
Как показывает практика работы, по итогам занятия все учащиеся остаются довольны, активно рассказывают о своих успехах родителям и воспитателям, обсуждают темы занятий и вспоминают о них даже вне сада. Не раз со стороны родителей звучали просьбы взять в группу еще детей, так как они видя успехи товарищей так же хотят начать заниматься.
Используемые источники информации:
1. Дети с ОВЗ в образовании, их особенности, шкала ограничений, классификация/Сайт для родителей и педагогов
3. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. — М.: Педагогичесский университет "Первое сентября", 2013. — 33 с.
4.
© 2020, Камушкова Светлана Александровна 143