СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Известно, что успехи в развитии любого ребенка связаны с особенностями его развития в семье и обучения в школе. Наилучший успех в обучении и развитии может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа соответствует интеллектуальным и творческим потребностям и возможностям детей. Именно поэтому и возникает проблема обучения одаренных детей в массовой школе, т.к. их интеллектуальные запросы и возможности отличаются от тех, на которые рассчитана традиционная программа обучения.
При работе с одаренными детьми я стараюсь придерживаться следующих требований:
В содержании обучения это:
В области задач и методов обучения это:
После выявления одаренных детей (для этого существует множество специальных методик), но в тоже время учитель, как правило, видит одаренных по своему предмету детей, первым этапом в моей работе с таким ребенком является выработка индивидуальной стратегии обучения через:
1)целеполагание;
2)планирование совместной деятельности на и вне уроков.
Выбор и постановка цели в основном определяется самим ребенком: участие в языковых конкурсах, олимпиадах, поступление на языковой факультет, достижения оптимального для ребенка уровня владении языком.
Какова бы ни была цель, данная содеятельность, направлена на развитие лингвистических способностей, личности ребенка с учетом его индивидуальных качеств, мотивов, интересов.
Следующим этапом является планирование совместной деятельности:
- ликвидация пробелов в знаниях по определенным грамматическим темам с использованием дополнительной
- работа над коммуникативно важным речевыми образцами, необходимыми для естественного речевого общения
- создание ситуаций естественного речевого общения: обсуждение прочитанных книг, просмотренных за последнее время фильмов и передач, мировых
новостей, ситуаций из жизни класса, школы.
- тренировка навыков аудирования с голоса и с использованием диска – приложения к пособию.
Определяются:
Работа по индивидуальной стратегии обучения организует учеников, развивает самостоятельность и в дальнейшем они сами могут планировать свою деятельность, определяют цель, самостоятельно составляют индивидуальный план работы.
Что касается форм и методов организации обучения иностранному языку одаренных детей, нужны такие формы, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия и, кроме того, позволяли бы ребенку самовыразиться.
Лучше всего для этой цели подходит метод проектов, т.к. он позволяет:
- осуществить дифференцированный подход в обучении;
- сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы;
- реализовать многообразные формы проекта и оформления конечного результата;
- проявить свой творческий потенциал;
- повысить самооценку;
- использовать иностранный язык как инструмент познания.
Другой современной технологией, которую я стала использовать совсем недавно во внеурочной работе с одаренными детьми, являются ИКТ (информационные и коммуникационные технологии). В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения одаренный ребенок сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний, а учитель выступает активным помощником.
Я считаю, что в работе с одаренным ребенком наиболее эффективным методом является использование электронного учебника, который позволяет и самостоятельно изучать и повторять пройденный материал, развивать разговорные навыки и навыки аудирования, учиться грамотно употреблять грамматические конструкции и разговорные клише, осваивать навыки работы с большими массивами информации, улучшить навыки работы с компьютером.
Другой не менее интересной и полезной для одаренных детей формой работы является самостоятельное проведение ими уроков в рамках Дня Cамоуправления, Принципиально важно предоставление «ученику-учителю» возможности самостоятельного подбора материала для урока и форм работы с классом. Ученик, заменяющий меня, вводит новый грамматический материал, организует работу с текстом или со стихотворением и т.д.
Одной из любимых форм работы с одаренным детьми являются внеклассные мероприятия, особенно Неделя иностранных языков, традиционно проводимая в нашей школе в рождественскую неделю декабря. Одаренные и просто заинтересованные дети принимают в мероприятиях активное участие. Особенно привлекают старшеклассников выходы в начальное звено с конкурсами, постановками и исценировками связанными с днем Святого Валентина. Ребята участвуют в разработке многих конкурсов и викторин.
Но работа с одаренными детьми сводится не только к индивидуальной и творческий работе. Важно правильно организовать работу таких учеников в классе на уроках. Я пытаюсь создать ребенку так называемую систему «развивающего дискомфорта», особенно это важно при работе с детьми с завышенной самооценкой. Одаренный ребенок должен испытывать напряжение при обучении: я даю на уроках большую нагрузку, трудные домашние задания (не обязательные большие по объему). Неуспех должен в такой же мере сопровождать жизнь одаренного ребенка, как и привычный успех. Этому способствует и определенная система в предъявлении классных и домашних заданий. Я полагаю, нельзя, чтобы одаренные дети всегда справлялись с заданиями полностью, в таком случае они теряют свой развивающий эффект. Когда он получает задание превышающее достигнутый им уровень знаний, ребенок ощущает необходимость саморазвития (например, ученику, готовящемуся к городской олимпиаде можно предложить выполнить задания Всероссийской Олимпиады по английскому языку). В таких ситуациях самооценка одаренного школьника может временно падать, но если ситуация находится под контролем учителя, то она не будет являться негативной для развития ребенка.
В конце учебного года проводится рефлексия, анализируется, что получилось, что не получилось, над чем необходимо работать. Так я прослеживаю динамику развития ученика, корректирую план дальнейшей индивидуальной работы.
Таким образом, чтобы занятия с ребенком в классе и во внеурочной деятельности развивали ум и способности ребенка, необходима познавательная потребность, именно она выступает катализатором развития одаренности. А для того, чтобы познавательная потребность не становилась в своем развитии, а сохранялась и развивалась, необходимо применение продуманной системы форм и методов работы с одаренными детьми.
© 2015, Круглякова Алена Викторовна 778