СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распространенные минералы

Нажмите, чтобы узнать подробности

АУРИПИГМЕНТ.

Аурипигмент — сульфид мышьяка. Необычайно красив и смертельно опасен! Неудивительно, что этот минерал издавна привлекал внимание алхимиков и врачевателей. Известен с античных времен. Живописцы раннего Средневековья нередко использовали его в качестве ярко-желтого красящего пигмента. Отсюда и название минерала (лат. «aurum» — золото; «pigmentum» — краска).

Состав — As2S3. Содержит 61% мышьяка и 39% серы. Цвет: от лимонного до ярко-желтого и оранжевого. Блеск: от жирного и перламутрового до алмазного. Встречается в виде призматических или пластинчатых кристаллов, корок, землистых масс. Очень вязкий и мягкий (твердость: 1,5-2); его легко можно разрезать обычным ножом. Плотность: 3,5 г/см3. Цвет черты: светло-желтый.

Окраска аурипигмента напрямую зависит от размера кристаллов. Тонкие иглы и пластины обычно золотисто-желтые, но чем крупнее кристаллы, тем больше в них проявляются оранжевые тона. Такие темно окрашенные образцы легко можно перепутать с моносульфидом мышьяка — реальгаром (AsS), который к тому же является постоянным спутником аурипигмента. Реальгар обладает более сложной кристаллической структурой, а в его окраске преобладают ярко-красные тона. Различить схожие образцы этих минералов проще всего по цвету черты, которая у реальгара — оранжевая.

Золотистый аурипигмент и красный реальгар. © Wendell Wilson

Аурипигмент выцветает под воздействием ультрафиолетовых лучей, постепенно теряя свою великолепную окраску, поэтому хранить этот минерал желательно подальше от яркого солнечного света. Легко плавится; растворяется в кислотах. При нагревании обладает устойчивым запахом серы. Аурипигмент неустойчив и со временем окисляется, переходя в оксид мышьяка (арсенолит).

Образуется в местах высокой концентрации мышьяка, который относится к свободно рассеянным в природе элементам. Происхождение минерала — гидротермальное. Часто залегает совместно с реальгаром, антимонитом, марказитом, широко распространенным кальцитом. Примесями аурипигмента обусловлены золотистые тона в одном из красивейших драгоценных камней — опале, в частности в его оранжево-желтой разновидности, известной под названием «форхерит».

В старину наиболее значимые месторождения аурипигмента разрабатывались в Центральной Европе: Богемия, Словакия, Венгрия. В наши дни лучшие образцы поступают из Перу (Куирувилка), США (Невада), Китая (Шимен), Ирана (Такаб), Грузии (Лухумское). На территории России встречается на Северном Кавказе и в Саха-Якутии.

Аурипигмент — великолепный коллекционный минерал. Особенно высоко ценятся лучистые агрегаты, образованные призматическими или игольчатыми кристаллами.

Минерал аурипигмент. Такаб, Иран. © Lou Perloff

Красив и таблитчатый аурипигмет, который подобно слюде легко расслаивается на отдельные пластины. Благодаря великолепной яркой окраске, известную коллекционную ценность представляют даже бесформенные землистые массы этого минерала.

Однако при всей внешней красоте аурипигмента не стоит забывать о его составе. Мышьяк и все его соединения высокотоксичны. Всего 0,05 грамма этого вещества являются смертельной дозой для взрослого человека. Но даже значительно меньшие количества мышьяка нередко вызывают очень сильные отравления и приводят к развитию онкологических заболеваний. Поэтому после любых контактов с аурипигментом совсем не лишним будет тщательно вымыть руки.

Аурипигмент не представляет особой ценности, как руда мышьяка. Этот химический элемент широко распространен в природе. Существует около 200 содержащих его минералов. Основным промышленным источником мышьяка является арсенопирит (мышьяковый колчедан), который добывается в основном попутно из медноколчеданных, свинцовых и цинковых руд.

Не всё, что блестит — золото. Это хорошо было известно и нашим далеким предкам. Тем не менее призрак самого драгоценного из металлов нередко чудился людям во многих сверкающих желтых минералах. Даже в, уже достаточно просвещенном, XIX столетии снаряжались целые экспедиции за халькопиритом — медным колчеданом, который впоследствии получил прозвище «золото дураков».

Аурипигмент. © Lou Perloff

Конечно, и блестящий ярко-желтый аурипигмент многие в старину считали золотосодержащим минералом. Считается, что начало этому многовековому заблуждению, положил Аристотель, утверждавший, что аурипигмент добывали в золотых рудниках. Опыты по получению золота из этого минерала проводились еще в Древнем Риме.

Аурипигмент пользовался огромной популярностью у средневековых алхимиков, считавших, что именно в нем скрыта тайна философского камня. Они пытались выделить из этого минерала и серебро, сплавляя его с медью. Получавшееся при этом блестящее серое вещество внешне немного напоминало серебристый металл.

С античных времен аурипигмент использовали в медицине. Знаменитый Гиппократ лечил им язвы и другие кожные заболевания. Применяли этот минерал и для дезинфекции ран, а также для депиляции. В качестве средства для удаления волос его до сих пор используют в некоторых странах, например, В Индии. При обработке шкур животных с его помощью удаляли с поверхности кожи волосяной покров. Считалось, что обработанные таким методом кожевенные изделия обладают совершенно особыми свойствами.

Многие живописцы Эпохи Возрождения, в том числе и знаменитый Тициан Вечеллио, использовали аурипигмент в качестве золотого красителя. На Руси иконописцы прописывали им лики Святых. Но краска, полученная из этого минерала быстро выгорала от солнечного света, поэтому сульфид мышьяка на палитрах художников со временем уступил место другим, более устойчивым природным желтым пигментам.

Аурипигмент на кальците. Пров. Хунань, Китай. © Wendell Wilson

И конечно же, не могло не привлекать внимание то, что необычайно красивый аурипигмент содержит смертельно опасный яд. Мышьяк, как оружие отравителей, многократно описан в художественной литературе. Издавна было подмечено, что если принимать его в незначительных количествах, постепенно увеличивая порции, организм привыкал к яду настолько, что через некоторое время доза, смертельная для любого другого человека, становилась безвредной.

Достаточно вспомнить концовку романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Вероятно, именно мышьяк был тем самым веществом, которым госпожа де Вильфор пыталась отравить свою падчерицу. Но благородный граф ежедневно подсыпал ей незначительные количества яда, чем и спас девушку от неминуемой смерти. Конечно, в наше время вряд ли кто-нибудь решится на подобные эксперименты, но доля правды в этом повествовании есть.

Категория: Всем учителям
23.07.2017 16:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!