СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ "Один день из жизни Учительницы" (автор - Найдёнова Нателла Анатольевна)

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАССКАЗ

Один день из жизни Учительницы

Сначала водили хороводы и пели песни. Всё время нервничала из-за аппаратуры, которая так и норовила отключиться. Потом на педсовете директор вдруг долго, как-то особо персонально хвалила и в конце концов пригласила на чай к себе домой. К чаю добрались как-то непонятно быстро. И уже за чаем директор начала делиться своими наполеоновскими планами по реконструкции школы, перепланировке актового зала и кадровым перестановкам. Она как будто ждала одобрения. И только это одобрение готово было излиться, как заорал кот.

Кот орал на улице. Учительница вскочила с кровати. Семь! Почти проспала! А нечего было тетради до трёх проверять! Долг у неё перед детьми, видите ли. А перед собственными детьми долгов сколько – забыла?! Кот орал. Замёрз потому что. И жрать хочет. Тьфу! Приснится ж такое! Так, кота быстро в дом, корму ему. Детей – да вставайте же! – быстро в школу. И сама – собралась и полетела.

Сегодня всего пять уроков. Есть окно – дневники проверить. На третьем уроке – 6 класс. Слава Богу, Серёжа пришёл.

– Серёжа, ты «Левшу» читал?

– Чё?

– «Левшу» читал?

– Да…

– Готов сегодня отвечать?

Господи, где там готов! Всклокоченный встал, как будто неумытый. Хотя рубашка на нём хорошая, брюки со стрелками – всё в соответствии с требованиями к школьной форме, – только какое-то всё неотутюженное. Выглядит ребёнок неопрятно. Да и сменки нет. Ботинки громоздкие. Ему в них как будто неудобно. Руки в цыпках, тоже недомытые. Стоит, нахохлился весь. Глаза прячет. А глазки-то умные!

Подошла к нему Учительница, а он сжался, как будто боится. По голове его погладила. Класс хихикает. Эх, знали бы вы, как ему живётся!. Спасибо, что на урок пришёл. И мать есть, и отец. Только …неумные они. Отец после армии – «деды» помогли, мать – такая уродилась. А Серёжка и братья его смышлёные. Контроля не хватает. Была жива бабушка, и дети досмотрены были. Теперь уж всё по-другому. И стоит он, как будто ждёт подвоха ото всех сразу, даже и не подвоха, а как будто удара. Ещё больше сжался и насторожился.

– Серёж, а что ты о Левше узнал?

– Ну, он…

– Что он? Кем он был, вспомни.

– Он был…

Все шушукаются, паразиты.

– Он был… цыган!

Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! Гы-гы-гы!

Ничего, разговорила Учительница Серёжу. Похвалила за внимательность при чтении. Рассказал он о Левше, о его качествах человеческих и достоинствах профессиональных. Заработал четвёрку, уселся, довольный собой. Дневник бережно потом подал. Очень четвёркой гордится! А она видит это да подхваливает – при всех подхваливает. Серьёзно, без иронии. Кто его ещё похвалит, кто веру в себя поможет вселить? Притихли остальные. И он себя – видит она – ощущает уже со всеми на равных. Ты, Серёжа, главное, на уроки приходи, я уж найду возможность спросить тебя так, чтобы ты и ответил, и Учеником себя почувствовал. Только приходи.

Перемена. Директор зашла в класс. Учительница подумала, что что-то срочное – раз в класс-то, раз в учительской её не дождались. Нет, не срочное. И не смертельное. Просто её класс опять сифу слепил и гонял по третьему этажу. С малышами играли. Гиканье и топот, плохой пример для начальной школы – непорядок.

Вот уши поотрываю! Предупреждала же!

– А им можно, а нам нельзя?! – искренне удивляются её восьмиклассники. Стоит Учительница среди них, как берёза в дубраве. Все «виновники» за метр восемьдесят, баскетболисты. Один только – дзюдоист – метр сорок. Головы опустили. Немного виноватыми себя чувствуют. Дети-второклассники – да и только!

– Так вы несётесь – весь этаж дрожит!

Смотрит на них Учительница, ругать их – не ругается. Спортсмены, бегать им хочется: энергии много, трёх уроков физкультуры им мало, двух дополнительных тренировок по баскетболу им тоже мало. Все хотят быть военными. Нет, не ругается. А надо. Брови сдвинула, стыдит. Серьёзно всё должно быть, чтобы не заподозрили её в том, что ругает их через силу. Только детей ведь не проведёшь: они душой видят. Видят, что любит она их, что не хочет ругать. И в дневник не напишет – в этот раз точно. Только после слов Учительницы «Вы меня подводите! Обещаете и подводите!» они слегка засмущались и спорить перестали. Пошли на физику.

Потом девочки прибежали на следующей перемене. Трудности у них в общении, претензии друг к другу. Реплики назло. Всякие записи «В контакте». А она, а я… Поговорили. Уходить не хотели. Еле выпроводила на географию.

После шестого урока – педсовет. Уже по-настоящему. Учительница выступала, была содокладчиком. Нет, не волновалась. Говорить она могла. Слушали её с интересом.

Потом, после педсовета, дети пришли. Не её дети, в смысле, не её собственные ученики. Попросились на консультацию. Анализ стихотворения им задали. А стихотворение!. вот зачем, скажите на милость, коллеги так над детьми изгаляются?! Ну не спецшкола у нас, не класс гуманитарного профиля – зачем давать такие стихи, что детям ни смысла понять, ни мысли в кучу собрать, не то что анализировать?! Учительница любила эту работу – стихотворения анализировать. Поэтому посадила «страждущих», разобрала с ними чуть ли ни построчно их стихи, дала схему анализа (а то ж, как всегда бывает – «Нам не давали!»), помогла анализ начать и закончить, ошибки проверила и выпроводила «страждущих» восвояси.

А теперь что? Теперь тетради – в пакет, ноутбук – в чехол (как надоело свой каждый день тягать, а школьного нет – не выдают! А уроки хочется, так сказать, «сопровождать» соответствующими ИКТ…). Всё, пошла. Хлеба не забыть купить. Дети уже три раза звонили. Сами ужин приготовили, мать дожидаются, не садятся за стол.

После ужина её выпроводили с кухни, велели полежать и отдохнуть. А ложиться-то ведь нельзя! Сразу засыпается. А ещё к урокам готовиться, тетради проверять и контрольные, привезённые с курсов хоть немного повыполнять.

Эти-то контрольные и отравляли особо жизнь Учительнице. В чём смысл их выполнения? Что хотят выяснить те, кто задумал «наградить» проходящих курсы учителей этими контрольными?

Может быть, знания учителей проверить хотят? Но эта цель кажется Учительнице какой-то примитивной и унизительной для учителей. Во-первых, в институте и в университете у всех давно все знания проверили, госэкзамены все давно сдали: кто двадцать лет назад, кто даже сорок. Во- вторых, язык, конечно, развивающееся явление, но не настолько стремительно он развивается, чтобы так вот учителей… Логики, по идее, здесь никакой.

Или хотят узнать, насколько учителя состоятельны подготовить своих учеников к ЕГЭ? Так до этого были состоятельны, не глупели с годами, а только совершенствовались. А нынче кто-то усомнился? Интересно, кто? Не тот ли, кто сам не в состоянии ни одного КИМа решить?

А может быть, кто-то диссертацию какую пишет – по лингвистике или по психологии, – и все учителя, проходящие курсы, вовлечены в некий негласный эксперимент? Кто тогда распорядился так всех запросто «вовлечь»?

Рассуждать об этом можно было бесконечно. Предположения выдвигались всевозможные, вплоть до абсурдных – навроде «наградного» повышения урезанной в начале учебного года зарплаты. Или…

Ладно, контрольные задания Учительница, ругаясь, усаживалась выполнять со всей ответственностью, воспитанной в ней её родителями, пионерской организацией и комсомольским чувством долга. Процесс её увлекал, как решение кроссвордов. Она ведь и КИМы по ЕГЭ с удовольствием щёлкала как орехи.

Вот только время… Время не текло, оно бежало и летело. Его катастрофически не хватало на всё задуманное. Дела школьные и домашние копились, теснились, отталкивая друг друга, стараясь вылезти в первостепенные, не признавая никакой очереди. А Учительница жила, улыбаясь и торопясь всё успеть, успевая делать уроки и с собственными детьми, и с чужими, успевая и не успевая писать планы, отчёты, проверять тетради, стараясь успевать отдать долги…

А этот день подходил к концу. Он плавно перетёк в ночь. Сон брал верх, и Учительница, наконец-то устав сопротивляться, в половине первого завела будильник на четыре – чтобы встать пораньше и допроверить тетради, набросать планы – и провалилась в вату глубокого сна каторжника. Её обычный день, похожий на многие такие же, завершился. Прожитые восемнадцать часов бодрствования принесли ей все чувства и переживания, какие только были уготованы человеку Творцом. Учительница очень, ОЧЕНЬ уставала. Её зарплата не оправдывала её надежд и не покрывала необходимых расходов. Она понимала, что тем, кто определяет размер этой зарплаты, на неё абсолютно наплевать – «покрывает или не покрывает…» Но она была счастлива. Ведь у неё была любимая работа. Учительница делала то, что хотела – дарила себя детям.

06.01.2015.

Категория: Всем учителям
24.03.2015 21:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!