СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка учебной темы в системе интегративно-модульного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках научно-методической работы на основе интегративно-модульного обучения мною была подготовлена и успешно применена на учебных занятиях разработка темы «Социальный конфликт» по предмету «Обществознание». На основе темы составлены несколько уроков-модулей в соответствии с отведенными на изучение темы часами. Каждый модуль представляет собой отдельный урок с общеобразовательными, воспитательными целями и задачами, содержит учебный материал, учебные задания и методические рекомендации по их выполнению и рейтинговую систему баллов, на основе которых каждый учащийся получает соответствующую оценку.

Здесь представлен фрагмент - полный вариант разработки см. в разделе ФАЙЛЫ

Модуль1

Тема: «Социальный конфликт»

Цель:

  1. Изучениесущности социального конфликта, причин и этапов его возникновения, типов социальных конфликтов, а также способов выхода из него; формирование представлений о различных вариантах человеческого общения; ознакомление учащихся с понятиями "конфликт”, "компромисс”.
  2. Содействие совершенствованию нравственно-эстетического воспитания учащихся; воспитание уважительного отношения к окружающим людям; формирование социально одобряемых форм поведения.
  3. Способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно разрешать проблемные ситуации, применяя имеющиеся знания на практике.

УЭ

Содержание УЭ

Методические

рекомендации

УЭ-0

Цель:Изучить сущность социального конфликта, причины и этапы его возникновения, типы социальных конфликтов, а также способы выхода из него.

Последовательно выполните задания данной работы, опираясь на методические рекомендации и материал Приложений.

В конце работы суммируйте баллы за каждое выполненное задание.

УЭ-1

Цель: выявить первоначальный уровень знаний у учащихся по изучаемой теме.

Входной тест: «СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ»

1. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:

1) «хорошо»; 2) «право, порядок, поведение»;

3) « правило, образец»; 4) «ответственность».

2. Соблюдение любых социальных норм обычно обеспечивается:

1) внутренними убеждениями людей;

2) путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний (санкций);

3) оба ответа верны;

4) верного ответа нет.

3. В реальности поведение людей в обществе:

1) далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам;

2) всегда соответствует установленным социальным нормам;

3) никог­да не соответствует установленным социальным нормам.

4.Конфликт – это…….

1) столкновение интересов двух или нескольких индивидов;

2)спор, борьба;

3) оба ответа верны

5.Социальным конфликтом называется:

1) столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

2) столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

3) оба ответа верны

6. Причины социальных конфликтов -

1) такие человеческие чувства, как обида, месть, ревность, зависть, корысть.

2)конкурентная борьба и неравенство в обществе.

3) оба ответа верны

7. Изучением конфликта занимается наука-

1)социология

2)биология

3) политология

4) конфликтология

8. Субъектами социального конфликта являются:

1) индивиды; 2) социальные общности; 3) оба ответа верны.

9. Объектом социального конфликта является:

1) то, по поводу чего произошло столкновение интересов;

2) социальные общности;

3) участники конфликта.

10. Наиболее рациональной стратегией отношения к социальным кон­фликтам является:

1) подавление (ликвидация оппонента);

2) регулирование, которое осуществляется путем переговоров;

3) уклонение от конфликта.

Ответьте на вопросы теста, выбрав один из предлагаемых ответов.

За каждый правильный ответ вы получаете 5 баллов

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

— Когда стоит дым коромыслом от ругани соседей или пассажиров в общественном транспорте, Вам очень тяжело удержаться, чтобы не влезть в конфликт. Потом, правда, часто настроение портится на весь день, но зато Вы отстояли свою точку зрения. А может, наоборот, когда люди ссорятся, Вы не обращаете на них внимания. В жизни нередко возникают спорные ситуации, или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие — наоборот, вспыхивают как спички и конфликт тоже разгорается, становится еще больше. Чтобы узнать, какой характер у вас, проведем тест.

Вопросы анкеты

  1. Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.
  2. Я часто критикую других.
  3. Я не люблю уступать.
  4. Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.
  5. Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.
  6. Если меня толкнули, я всегда даю сдачи.
  7. Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.
  8. Меня трудно назвать послушным.
  9. Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.
  10. Меня легко обидеть.

Итак, конфликтный ли вы человек, любите ли спорить, и как ведёте себя в спорных ситуациях? Предлагаем вам ответить на следующие вопросы, выбрав один из вариантов ответа, отметив ответ «Да» — знаком «плюс», ответ «Нет» — знаком «минус».

Затем количество положительных ответов подсчитывается.Полученный результат Вы можете сверить с интерпретацией теста:

0-2 — у вас миролюбивый характер; 3-5 — обычно вы стараетесь избегать конфликтов; 6-8 — у вас часто бывают проблемы с общением; 9-10 — у вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты.

Цель:самостоятельно изучить материал потемам«Конфликт. Классификация конфликтов», «Социальный конфликт. Пути его разрешения социальных конфликтов».

Задание:

  1. Составьте словарь темы, выписав из текста незнакомые вам понятия и определения к ним.
  2. Составьте сравнительную таблицу теорий относительно причин и сущности конфликтов (для удобства работы в таблицу уже внесена необходимая информация):

Причины и сущность социальных конфликтов

Название теории

Основатель теории

Сущность конфликта

Причины конфликта

Органическая

Герберт Спенсер

Марксистская

Карл Маркс

Социальная

Георг Зиммель

Психологическая

Современные западные социологи

Самостоятельно изучите материал Приложения 1 и Приложения 2. Выполните задания к ним.

За выполнение Задания 1 вы получаете 30 баллов

За выполнение Задания 2 вы получаете 30 баллов

В итоге за выполнение всех заданий в УЭ-1 вы получите до 100 баллов.

УЭ-2

Тема: «Сущность, типы, причины и этапы возникновения социальных конфликтов и пути выхода из него»

Цель: Изучение сущности социального конфликта, причин и этапов его возникновения, типов социальных конфликтов, а также способов выхода из него.

Контрольные вопросы к Приложениям 3-8.

1. Дайте определение конфликта.

2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

3. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?

4. Изобразите графически структуру конфликта.

5. Дайте определения основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

6. Приведите классификацию конфликтов.

7. Дайте определение причин конфликта.

8. Приведите классификацию причин конфликта.

9. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».

10. Перечислите типы конфликтных ситуаций.

11. Перечислите участников конфликта. Дайте их характеристику. Приведите примеры.

12. Рассмотрите природу конфликта - какие мотивы и причины лежат в основе конфликтов? Что может послужить поводом к конфликту?

13. Пользуясь данным текстом, расставьте стадии конфликта в порядке их возникновения.

14. Составьте схему: «Виды конфликтов».

15. Назовите функции конфликтов.

16. Назовите положительные и отрицательные стороны конфликта.

17. Можно ли предотвратить типичные конфликты?

18. Какие существуют способы выхода из конфликтных ситуаций?

19. Назовите пути преодоления социальных конфликтов. Какую роль в этом играет государство?

20. Какие способы снятия стресса вам стали известны? Какими из них вы могли бы воспользоваться в реальной жизни?

Внимательно прочитайте материал Приложений3-8.

Ответьте на контрольные вопросы к тексту Приложений3-8.

За каждый правильный ответ вы получаете 5 баллов.

В итоге за выполнение всех заданий в УЭ-2 вы получите до 100 баллов.

УЭ-3

Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач)

Цель: Развитие навыков идентификации конфликтов.

Задача 1

Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?

Задача 2

В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной заработной платы. Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте.

Задача 3

Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.

Решите задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи. Для работы используйте материалы Приложений 1-8.

Варианты решения задач вы можете обсудить в учебной группе.

За каждый правильный ответ вы получаете:

в Задаче 1 – 40 баллов;

в Задаче 2 и Задаче 3 – по 30 баллов

В итоге за выполнение всех заданий в УЭ-3 вы получите до 100 баллов.

04.06.2019 16:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!