СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ансамблевого исполнительства на баяне в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное баянное исполнительство поражает разнообразием форм и направлений. Среди всего многообразия творческих пристрастий и убеждений выделяются два крупных вектора эстетических взглядов, которые в чём-то пересекаются друг с другом, во многом противоречат, а, порой, просто находятся в разных измерениях. Кто же является выразителем столь несхожих течений? Поклонники традиционного инструментального фольклора, наиболее последовательным представителем и идейным вдохновителем которых является издатель журнала «Народник», один из первых лауреатов конкурса «Кубок мира» В.Петров, и достаточно мощная группа единомышленников, видящих совершенно иное, отчасти элитарно-рафинированное будущее баяна, возглавляемая Ф. Липсом, пожалуй, самым значимым деятелем в истории жанра.

Кроме того, с конца ХХ века начинается массовое увлечение эстрадной музыкой, и народники открывают для себя феномен творчества А.Пьяццоллы и Р.Гальяно.

Все художественные устремления имеют какие-то общие точки соприкосновения, которые со временем стали характерным признаком эволюции искусства игры на самой совершенной модели семейства гармоник. Прежде всего, это касается тенденции вывести инструмент на серьёзную концертную эстраду, поднять на более высокий уровень репертуар, использовать баян как оригинальную тембровую краску в различных ансамблях. Поражает воображение разнообразие форм и направлений коллективного музицирования в профессиональном народном инструментализме. Все процессы поиска новаций происходят в тесной связи друг с другом, и это является реальным отражением стройности и цельности установившейся образовательной системы, в которой есть место любому проявлению современного музыкального искусства – от «попсовости» шоу-бизнеса до классичности камерного исполнительства.

Совместное звучание баяна со струнно-смычковыми и духовыми инструментами является наиболее перспективным направлением и имеет аналоги в других странах. В целом ансамблевое творчество развивается динамично и стремительно, активно впитывая в себя всё позитивное и перспективное, постоянно открывая что-то неизведанное и стимулирующее дальнейший рост.

Некоторая разбросанность интересов в баянном социуме может восприниматься как тормозящий становление недостаток, так как действия многих концертантов и преподавателей, как правило, ограничиваются лёгким соприкосновением с вдруг найденными для себя пластами музыкальной культуры. При этом происходит появление некоего модного течения, массовое увлечение этим, и только этим, отсутствие даже попыток углублённого проникновения в стиль играемого и ожидание премьеры какого-либо сочинения, переложения…

Однако столь широкая палитра затрагиваемых направлений не может не трактоваться как признак силы и жизнеспособности баянного искусства. Мобильность «народников», способность сыграть всё – от авангарда до «попсы», и даже отсутствие давления исторически установившихся школ – это важные компоненты, образующие атмосферу свободного творчества, которое при условии серьёзного интеллектуального наполнения может дать высокие художественные результаты.

Ансамблевое исполнительство в полной мере содержит в себе все типичные признаки сложившейся эстетики народного инструментализма. Более того, именно этот вид концертного музицирования поражает разнообразием и множественностью решений. Уникальность того, что смело можно квалифицировать как явление музыкальной культуры России, во многом определяется самобытностью каждого вновь образуемого коллектива. Для ансамблей с участием баяна характерны неповторимость, хорошая доля подвижничества, устремлённости в неизведанное и ещё непознанное. Каковы же были исторические предпосылки народно-инструментальных версий искусства ансамблевой игры, какие тенденции бытования баяна в сложной системе совместного исполнительства наиболее актуальны?

15.01.2019 10:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!