СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие информационной культуры педагогов и учащихся в контексте формирования современной информационно-образовательной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

(из выступления Дудковской С.А., учителя русского языка и литературы, директора учреждения образования)

Что такое информационная культура? Какие характеристики она включает, и каковы условия ее развития? В данном сообщении, я постараюсь раскрыть основные аспекты формирования информационной культуры педагога.

Формулировки информационной культуры очень разнообразные как у педагогов, так и философов. С философских позиций определяет информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации».

С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества.

Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание), использовать ее для получения, обработки и передачи средства с помощью информационных технологий. Информационную культуру надо рассматривать как сложное системное образование, отражающую интеграцию знаний о человеке и культуре человечества.

Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На мой взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи.

Учитель, преподаватель сегодня должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога.

В настоящее время у педагогов нашего учреждения появляется желание широко применять их в своей профессиональной деятельности, т.к. современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.

Так, учитель должен обладать информационной культурой, а именно:

  • использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;
  • работать с графическим интерфейсом программ;
  • создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;
  • обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;
  • использовать базы данных для хранения и поиска информации;
  • использовать информационные ресурсы компьютерной сети.

Информационная культура педагога включает следующие характеристики:

В интеллектуальной сфере:

Мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач педагогической деятельности, проявлять гибкость, критичность, системность, мобильность и оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации);

Знания информационных технологий.

В мотивационной сфере:

Мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть современными информационными технологиями, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования, нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры).

В волевой сфере:

Терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях;

Настойчивость в овладении новыми информационными технологиям.

В эмоциональной сфере:

Способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации (сосредоточить свое внимание на способах и путях получения информации);

Способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде;

Способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры.

В предметно — практической сфере:

Способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде;

Владение навыками обработки информации;

Умение общаться с использованием информационных средств и технологий;

Умение ориентироваться в информационной среде.

В сфере саморегуляции:

Способность к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении информационными технологиями и их использовании;

Умение соотносить свою деятельность, свой уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.

Основными условиями формирования информационной культуры педагога являются:

Включение педагога в проектную деятельность;

Сотрудничество с коллегами в проектной деятельности.

Развитие информационной культуры опирается на культурологический принцип, который, применительно к информационной культуре, ориентирует в качестве целей на:

формирование ценностного отношения к информации, к информационным ресурсам и технологиям (как фактора компетентности);

формирование позиции свободного существования и саморазвития в информационно — образовательной среде (стремления ради совершенствования педагогического процесса к использованию проектов, создаваемых с помощью информационных технологий);

формирование умений использовать технический инструментарий (компьютер, модем, сканер и др.).

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий.

Под информационными технологиями понимают всю совокупность методов, средств и способов передачи сведений, оформленных особым образом посредством компьютера, когда предъявление информации превращается в ее представление: содержащий ее текст «оживает» теряя привычную статичность.

Главное преимущество применения информационных технологий в образовательном процессе — это возможность от заучивания перейти к пониманию.

Таким образом, активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, видеоподдержку и контроль, что способствует в целом повышению качества образовательного процесса. Педагог, освоивший информационно-коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентноспособности на рынке труда.

27.02.2021 17:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!