СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. И действительно, движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.

При поступлении в специальное учебное заведение школьники с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений, испытывают затруднения при необходимости использовать самые простые предметы.

Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Дети не умеют координировать работу обеих рук, сочетать их движения с движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое. Наблюдаются такие явления, как: • гипотония - слабое сжатие руки; • гипертония - сильное сжатие руки; • макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.

Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этой проблемой мной было проработаны многие методы, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, с которыми я хотела бы поделиться с вами.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, речи и всех психических процессов. Занятия по развитию мелкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! (У меня был 1 класс и почти у всех детей мелкая моторика была ни низком уровне, поэтому стала проблемы №1 развивать ее любыми путями)

Методы и приемы развития мелкой моторики рук

-Массаж рук и пальцев

-Занятия с пластилином (пластилиновые узоры)

-Рисование пальчиками.

-Выкладывание спичками, палочками рисунков и букв.

-Игры с пробками, прищепками

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия, дети учатся «рассказывать руками» целые истории.

- Аппликации с пуговицами, крупами, песком, опилками, стружкой, которая получается, когда точишь цветной карандаш.

- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

- Обведение контуров, не отрывая карандаш от рисунка.

- Рисование по точкам, клеткам, пунктирным линиям и т.д.

Но я хотела бы поделиться своей находкой, которую с успехом использовала на своих уроках и на письме, и на обучение грамоте, и математике. Учитывая ошибки и успехи, представляю вашему вниманию свои упражнения.

Для этой работы по развитию мелкой моторике понадобиться: обыкновенная решетка для морозильной камеры холодильника, шнурки разного цвета, длины и толщины, атласная лента, также разных цветов, терпение учителя и усидчивость учащихся.

Решетка одна, а упражнений за год работы с детьми по развитию мелкой моторики, набралось у меня очень много. Урок у первоклассников 30 минут, поэтому время для игр у нас предостаточно. Сначала мы просто играли с решеткой пальчиками, определив, где маленький квадрат, где большой мы превращали наши пальчики в «спортсменов» и бегали то маленькому «стадиону», то по большому (решетка лежит при этом упражнении на парте). Потом мы стали «пожарниками» и поставив решетку вертикально, пальчиками карабкались вверх и вниз на скорость. Ведь пожарники должны выполнять свои действия быстро.

Работая с решеткой, я «убивала» два зайца.

  1. Мы развивали и мелкую моторику, и ориентировку в пространстве, и знания о геометрических фигурах, и развивали устный счет.
  2. А так же, что совсем не маловажно для наших детей, мы каждый день помогали бабочкам, паучкам, цветам, деревьям и говорили как это важно - помочь ближнему!

Игра «Посади бабочку на цветок» (бабочка-пуговица).

Решетка лежит на парте. Учитель говорит, что цветок находиться в правом нижнем квадрате. Найти его можно, если отсчитать слева направо 4 клетки, а затем подняться вверх на 3 клетки. Учащиеся «садят» свою «бабочку» в тот квадратик, в который они нашли при счете. Очень интересно и полезно, проводить это упражнение с закрытыми глазами, ребята на ощупь ищут цветочек. Кроме тактильных ощущений, развиваем и слуховое внимание.

Это упражнение усовершенствовалось в процессе прохождения программного материала. Учитель не указывает, сколько клеток нужно отсчитать, а задает пример: нужно столько клеток отсчитать, сколько получиться при вычислении, например 2+3 или 6-2 и т.д.

Время шло и кроме счета влево, вправо, мы научились считать и по диагонали, как вверх, так и вниз. Учащиеся, используя решетку как тренажер, стали хорошо разбираться, где лево, где право, где вверх и низ.

В это время по программе мы проходили понятия «широкий», «узкий», «длинный», «короткий». И у меня появилась идея и тут использовать нашу уже «любимую» решетку. Купили широкие и узкие атласные ленты и шнурки разных цветов. И стали «плести» геометрические фигуры, закрепляя эти понятия.

Игра «Сплети квадрат».

Оборудование: решетка и ленты разной толщины и цветов. Задание: возьмите самую широкую (узкую или длинную) ленту. Сплетите на решетке маленький квадрат, который находиться в правом нижнем углу и т.д. Так можно плести и треугольник.

Игра на различие цветов: возьмите шнурок, который лежит между красным и синим шнурком.

Игра «угадай шнурок». Развивает и логику и мышление. Нужно сплести квадрат шнурком (лентой), но он не синий, и не самый длинный. Он находиться не справа от красного шнурка. Каким шнурком будем плести?

Детям «писать» лентами буквы- очень интересно! Для этого мы использовали красные и синие ленты. Гласные «писали» красным, согласные- синим.

Вот так играючи, мы развивали мелкую моторику рук и пространственные отношения; выучили на отлично все цвета и математические понятия ( «узкий», «широкий», «узкий», «длинный», «короткий»); научились обозначать гласные и согласные звуки; и что не маловажно, каждый раз, учащиеся не просто выполняли задания учителя, они спасали растения, спешили на помощь животным и друг другу.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

«У детей можно многому научиться. Например, сколько у вас терпения.»

Франклин Джонс.

Категория: Всем учителям
10.04.2019 12:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!