СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики в онтогенезе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из показателей хорошего физического и нервно–психического развития ребенка является развитие мелкой пальцевой моторикой. Рука настолько связана с нашим мышлением, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. «Рука – это инструмент всех инструментов», – сказал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг!» – писал Кант.

Двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Моторика (лат. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов [36, с. 212].

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук [26, с. 42].

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались А.В. Мельникова [24], З.И. Богатеева [3] и многие другие.

Моторная речь - это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, то есть составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата.

Онтогинез [греч. on, ontos сущее, существо + генез] — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни [36, с. 235].

Онтогенетическое развитие — индивидуальное развитие организма.

С первых дней жизни ребенок начинает, осуществлять хватательный рефлекс, т.е. сжимает и разжимает кулачок. В первый месяц, ладонь преимущественно закрыта. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.

До 2-х месяцев. Ребёнок производит руками хватательные движения. Протягивает руки, но не может дотянуться до предмета и схватить его.

В 2 месяца. Переходный период: ладонь чаще слегка раскрыта, сохраняется хватательный рефлекс.

С рождения до 3 месяцев взрослый должен делать легкий массаж рук малыша, тем самым согревать их. Впервые 3 месяца жизни ребенок выполняет активные непроизвольные (так называемые массивные) движения. Затем ребёнок схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам и касается их. Конец 3-го месяца. Ладонь полураскрыта. Протягивает руку к предмету, который находится в поле его зрения.

С 4 месяцев. Стремится дотянуться до предметов, которые находятся в поле зрения. Может периодически схватывать предмет после касания. "Загребает" предмет, а не берет рукой, держит его, прижимая согнутыми пальцами к ладошке.

Конец 4-го месяца. Ладонь чаще полураскрыта. Начинает играть со своими ручками. Тянет игрушки в рот.

С 4 до 7 месяцев у ребенка тонус и координация активности мышц-антагонистов становятся благоприятными для осуществления произвольных движений, появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы [31, с. 39]

Особенно важно то, что в возрасте 4-5 месяцев рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Ребенок может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать ее или обследовать ртом. Взаимодействие со своим телом дает ребенку информацию для построения схемы тела. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения [19, с. 30].

В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве [18, с. 198]. Дети уже могут координировать движения своих рук так, что каждая рука совершает различные действия, служащие общей цели. Так, например, ребенок может держать игрушечное животное одной рукой, а другой гладить его [40, с. 33].

С 6 месяцев ребенок поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает из руки в руку, так называемый «пинцетный захват».

С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Специалистами доказано: ежедневный массаж, упражнения для рук ребенка и занятия по овладению навыками речи ускоряют ее развитие. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

С 8 месяцев он хватает каждой рукой по предмету, и непродолжительное время держит их. Может держать кольцо пальцами, не касаясь ладони. Хватает предметы обеими руками и непродолжительное время держит их. Держит кольцо только пальцами.

Начиная с 9 месяцев, ребенок может совершать различные действия с предметами. Он открывает коробки, нажимает на кнопки, катает машинки. Также увлекательны в этом возрасте игры с пирамидками, продевание палочки в кольцо. Все больше ребенок повторяет движений взрослого.

С 10 месяцев ребенок осваивает пинцетный захват. Может ударить предметы друг о друга, если держит их в руках.

С 11 - 12 месяцев, он захватывает маленькие предметы подушечками большого и указательного пальцев (щипковый захват).

В 1 —1,5 года малыш крепко зажимает карандаш в ладони, это очень ограничивает движения. В этом возрасте он не пытается еще изобразить, что то определенное, просто получает радость от самого процесса.

Годовалые дети обычно уже готовы пробовать пользоваться ложкой. Сначала они просто играют ложкой, окуная ее в тарелку с едой или посасывая, пустую ложку. С некоторой помощью они учатся наполнять ложку едой и отправлять ее в рот, хотя это движение является неуклюжим, так как дети не поворачивают кисть в запястье. Вместо того большинство годовалых детей наполняют ложку, располагая ее прямо над тарелкой и опуская вниз до тех пор, пока ложка не окажется полной. Затем они поднимают ложку ко рту, - все это время не поворачивая кисть [24, с. 13].

Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 - 2,5 годам [35, с. 53].

В период раннего детства (до 3 лет) продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, начинают пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваются. В своих действиях начинают подражать взрослым - «читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных. К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу. В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться [19, с. 33].

В 2—3 года ребенок, как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются. Примерно с трех лет линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много: человек, солнышко и т. п.

В 3,5-4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они учатся ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции). К этому возрасту совершенствуются координация движений и зрительно-пространственное восприятие, и это позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными [13, с. 42].

В 5 лет хорошо выполняются горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребенок уже способен ограничивать длину штриха, линии становятся более ровными, четкими, и этому помогает правильный способ держания ручки. Рисунки пятилетних детей показывают их способность выполнять вертикальные, горизонтальные и циклические движения. Они пытаются писать буквы. В 5 лет у ребенка, функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе [13, с. 42].

В 6 лет хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте детям доступны любые графические движения, любые штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму. В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки. В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д. [18, с. 200].

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные.

М.М. Кольцова [19] пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [18, с. 205].

У дошкольников и младших школьников моторные навыки становятся более сложными и разнообразными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи [40, с. 38].

Началу развития мышления даёт рука. Физиолог И.П. Павлов писал, что руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.

Таким образом, сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми. Индивидуальное развитие произвольных движений, по его мнению, начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых, а затем слово становится для ребенка средством организации собственного двигательного поведения - сначала с помощью громкой речи, а потом внутренней.

21.08.2019 17:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!