СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их лежат гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего детства. С раннего детства ребенку необходимо прививать навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками. Начиная с самых элементарных навыков, с постепенным их усложнением и предоставлением малышу большей самостоятельности.

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно, пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Надо разобраться, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». У здорового ребенка в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев необходимо воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: • мыть руки перед едой, • есть ложкой вначале густую, а затем любую пищу, • есть хлеб одновременно с супом, • самостоятельно садиться на детский стул, придвинутый ко столу взрослым, • подставлять руки под струю воды, • снимать чулки, • расшнурованные ботинки, шапку, • учить проситься на горшок, • замечать грязное лицо, нос, руки. Научите ребенка просить вымыть ему лицо или снять мокрые штанишки. В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет учите детей: • садиться за стол только с вымытыми руками, • самому са¬диться на стул и вставать с него, • есть аккуратно, • пользо¬ваться салфеткой, • самому мыть руки и мыть нижнюю часть лица ладонью, • с помощью взрослого вытирать лицо и руки, • при раздевании снимать шапку, чулки, штанишки, расшнурованные ботинки. Например, умение мыться можно разбить на четыре шага: 1) включать воду; 2) намыливать руки; 3) споласкивать руки; 4) выключать воду. Закрепляйте умение ребенка проситься на горшок, при напоминании вытирать носовым платком нос, вынимать его из кармана и вкладывать обратно в карман. Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся: — общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам); — мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры); — зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом); — мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых). Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др. Одновременно с привитием навыков самообслуживания, учите ребенка вежливости: «Здравствуйте, до — свидания, спасибо, пожалуйста, извините» — все эти слова должны стать для него привычными. К 2 годам ребенок понимает слова – нельзя, можно, нужно. Не забудьте, что ребенок должен приобретать и трудовые навыки в быту. Учите его убирать игрушки, застилать свою постель, ставить и убирать посуду, помогать вам в приготовлении пищи. Вместе поливать цветы, обтирать пыль. Ребенок должен выполнять любую посильную для него работу. Главное — не делайте все за него, наберитесь терпения, поощряйте и хвалите за старания. Наиболее прочные привычки те, которые воспитаны с детства. Они – начало аккуратности, и если эти привычки в дальнейшем будут укрепляться, аккуратность станет чертой характера ребенка. Старайтесь, чтобы стремление к чистоте стало потребностью с малых лет.

25.09.2018 21:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!