СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие профессиональной компетенции на уроках учебной практики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В конце концов от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике»

Гете

Мастер производственного обучения - является основным организатором производственного обучения. Главная задача мастера - обеспечить подготовку профессиональных специалистов, обладающими глубокими знаниями и навыками. Одним из основных факторов повышения качества обучения в профессиональном образовательном учреждении является профессиональная компетентность мастера производственного обучения. Я работаю в данной должности с 2014 года по настоящее время и своей главной задачей как мастера производственного обучения, считаю – научить. Сложность состоит в том, что все мои обучающиеся находятся в пенитенциарной системе. Научить взрослого человека, который ранее порой и молоток в руках не держал, очень сложно. И моя задача добиться от такого обучающегося работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках учебной практики, в ходе которой у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.

Уроки учебной практики на современном этапе остаются основной формой организации производственного обучения. Одним из важнейших моментов на уроке учебной практики является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых навыков и умений и реализуется через применение разнообразных приемов и методов обучения. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих. Для этого, как одну из форм производственного обучения, первым уроком, использую экскурсию на производство. Цель первой экскурсии – показать и дать обучающимся представление об избранной профессии. Опыт многолетней работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной профессии. Большинство осужденных приходят в образовательное учреждение в группу по обучению профессии «Станочник деревообрабатывающих станков» с неосознанным выбором. И только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее успешном овладении. Обучающиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с деревообрабатывающим оборудованием, материалами, организацией труда в условиях производства. Видят конечный результат труда станочников деревообрабатывающих станков по производству столярных изделий, таких как, дверные блоки с филенчатым полотном, оконные блоки, мебельные изделия, столы из массива древесины, мягкие стулья и т.д. Тогда у них возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими профессии. Важным звеном в профессиональной подготовке обучающихся, является учебная практика.

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

В ходе учебной практики:

  1. У обучающихся закрепляются теоретические знания.
  2. Формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать.
  3. Возникает более устойчивый интерес к профессии
  4. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере производства.

Специфика формирования профессиональных компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда обучающийся сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

При отборе содержания практических работ по учебной практике я руководствуюсь перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

При подготовке обучающихся к предстоящей трудовой деятельности, важно развить у них интеллектуальные умения, проектировочные и конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью, анализировать, находить решения поставленных задач.

Большое место в моей работе занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализа производственных ситуаций и решения ситуационных производственных задач позволяют формировать данные компетенции.

Среди сложных задач можно выделить:

- сквозные задачи, проходящие через весь курс;

- комплексные, охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин (их решают в ходе специального практикума или учебной практики);

- целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у обучающихся первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.

Проводимый в течение последних лет мониторинг закрепляемости моих обучающихся, позволяет сделать вывод, что организация обучения уроков учебной практики позволяет мне достичь главной педагогической цели в настоящее время, - это формирование специалиста соответствующего требованиям современного работодателя. А значит, со своей задачей мастера производственного обучения, я справляюсь.

Используемая литература:

  1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: уч. пособие/В.А.Скакун.-М.:ФОРУМ-ИНФРА-М,2007.-320с.
  2. Шуберт Ю.Ф., Андреещева Н.Н. Формирование у обучающихся профессиональных компетенций// Среднее профессиональное образование. – М.,2009. – No12.
  3. Якупова А.Р., Чернявская В.И. Компетентностная модель специалиста технического профиля// Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». –М.,2009.–No
Категория: Технология
28.05.2019 16:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!