СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«В конце концов от всех приобретенных знаний
в памяти у нас остается только то,
что мы применили на практике»
Гете
Мастер производственного обучения - является основным организатором производственного обучения. Главная задача мастера - обеспечить подготовку профессиональных специалистов, обладающими глубокими знаниями и навыками. Одним из основных факторов повышения качества обучения в профессиональном образовательном учреждении является профессиональная компетентность мастера производственного обучения. Я работаю в данной должности с 2014 года по настоящее время и своей главной задачей как мастера производственного обучения, считаю – научить. Сложность состоит в том, что все мои обучающиеся находятся в пенитенциарной системе. Научить взрослого человека, который ранее порой и молоток в руках не держал, очень сложно. И моя задача добиться от такого обучающегося работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках учебной практики, в ходе которой у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.
Уроки учебной практики на современном этапе остаются основной формой организации производственного обучения. Одним из важнейших моментов на уроке учебной практики является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых навыков и умений и реализуется через применение разнообразных приемов и методов обучения. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих. Для этого, как одну из форм производственного обучения, первым уроком, использую экскурсию на производство. Цель первой экскурсии – показать и дать обучающимся представление об избранной профессии. Опыт многолетней работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной профессии. Большинство осужденных приходят в образовательное учреждение в группу по обучению профессии «Станочник деревообрабатывающих станков» с неосознанным выбором. И только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее успешном овладении. Обучающиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с деревообрабатывающим оборудованием, материалами, организацией труда в условиях производства. Видят конечный результат труда станочников деревообрабатывающих станков по производству столярных изделий, таких как, дверные блоки с филенчатым полотном, оконные блоки, мебельные изделия, столы из массива древесины, мягкие стулья и т.д. Тогда у них возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими профессии. Важным звеном в профессиональной подготовке обучающихся, является учебная практика.
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
В ходе учебной практики:
Специфика формирования профессиональных компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда обучающийся сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.
При отборе содержания практических работ по учебной практике я руководствуюсь перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.
При подготовке обучающихся к предстоящей трудовой деятельности, важно развить у них интеллектуальные умения, проектировочные и конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью, анализировать, находить решения поставленных задач.
Большое место в моей работе занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализа производственных ситуаций и решения ситуационных производственных задач позволяют формировать данные компетенции.
Среди сложных задач можно выделить:
- сквозные задачи, проходящие через весь курс;
- комплексные, охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин (их решают в ходе специального практикума или учебной практики);
- целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.
Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у обучающихся первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.
Проводимый в течение последних лет мониторинг закрепляемости моих обучающихся, позволяет сделать вывод, что организация обучения уроков учебной практики позволяет мне достичь главной педагогической цели в настоящее время, - это формирование специалиста соответствующего требованиям современного работодателя. А значит, со своей задачей мастера производственного обучения, я справляюсь.
Используемая литература:
© 2019, Чуклин Виктор Александрович 387