СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие психолого-педагогической деятельности в советской России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После революции 1917 года развитие России пошло по абсолютно новому пути. Система образования, складывавшаяся веками, изменилась под напором общественных преобразований того времени, прошлые ценности устарели, начинали складываться новые ориентиры.

В развитии социалистического образования и психолого-педагогической науки можно выделить три качественно определенных периода, отражающих особенности общественно-политического развития страны, этапы практического воплощения марксистской, коммунистической идеологии в жизни нашей страны:

  1. 20-е - первая половина 30-х гг.;
  2. вторая половина 30-х - конец 50-х гг.;
  3. 60-80-е гг. XX в.[1]

Развитие педагогической психологии в 20-х - начале 30-х гг. XX в.

Период 1920—1930-х годов ознаменовался становлением советской психологии на основе философии марксизма. Марксизм только завоевывал позиции в обществе как ведущая идеология, еще сохранялись многоукладность и сословность общества, наличие иных мировоззрений, частных и сословных школ в образовании.

Важной сферой утверждения марксизма стало образование: оно было подвергнуто радикальным демократическим преобразованиям, направленным на достижение основных гуманистических целей и на решение актуальных социально-экономических задач страны. Основные достижения социалистического образования и советской психолого-педагогической науки связаны с начальным периодом их развития.

Народный комиссариат 16 октября 1918 года объявил школу бесплатной, доступной, единой и трудовой. Единство школы предполагало преемственность ее ступеней и равенство в получении образования всем населением.

Основные деятели данного периода развития отечественной психологии и педагогики:

  • А. С. Макаренко (1888-1939)

Советский педагог и писатель, создал трудовую колонию для несовершеннолетних нарушителей имени Горького, которая получила всемирную известность благодаря новым подходам к воспитанию и обучению. Сущ­ность сво­его пе­да­го­гического опы­та оп­ре­де­лял прин­ци­пом «как мож­но боль­ше тре­бо­ва­ния к че­ло­ве­ку и как мож­но боль­ше ува­же­ния к не­му». Ак­цен­ти­ро­вал вос­пи­та­ние на сти­му­ли­ро­ва­нии по­ло­жительных за­дат­ков лич­но­сти. Ос­но­вой воспитательного про­цес­са в колониях вы­сту­па­ло пе­ре­до­вое сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное, а за­тем промышленное про­изводство. У ком­му­на­ров вы­ра­ба­ты­ва­лись уме­ния и на­вы­ки кол­лек­тив­но­го хо­зяй­ст­во­ва­ния, осу­ще­ст­в­ля­лась но­вая сис­те­ма эко­но­мических от­но­ше­ний, раз­ви­ва­лись прин­ци­пы тру­до­вой мо­ра­ли.

  • Л. С. Выготский (1896-1934)

Огромная заслуга Л. С. Выготского - обоснование формирующего психолого-педагогического эксперимента. В формирующем эксперименте психологические закономерности развития ребенка в образовании стали исследоваться посредством теоретического моделирования и практической организации процессов его обучения и воспитания. Тем самым педагогическая психология стала вырабатывать оригинальные педагогические теории, обосновывающие процессы образования человека, а не заимствовать их из общей, экспериментальной и детской (возрастной) психологии. [2]

  • С. Л. Рубинштейн (1889-1960)

На основе анализа наличного состояния педагогической психологии Рубинштейн делает вывод, что психологическая наука не располагает средствами действенного влияния на педагогическую практику. Он предполагает, что психология не имеет прямого влияния на педагогику, определяя реальную суть их взаимоотношений, как, то что психология ребенка является и условием, и продуктом воспитания.

Развитие педагогической психологии во второй половине 30-х - конца 50-х гг.

Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпросов"[3] подвергло сокрушительному разгрому педологию - науку о детях и возрастных особенностях их развития, знаменовало собой начало нового этапа в развитии психолого-педагогической науки, на котором исключались серьезные, имеющие общественно-педагогический резонанс исследования и эксперименты в образовании.[4]

Серьезные исследования в это время проводились в системе дошкольного воспитания - выявление закономерностей образования и развития детей дошкольного возраста, достоинств общественного воспитания дошкольников, роли игры в психическом развитии детей, особенностей в развитии общения в дошкольном возрасте.

Введение А. Н. Леонтьевым категории "ведущая деятельность" позволило интерпретировать процессы обучения и воспитания на разных этапах онтогенеза как формы совместной деятельности ребенка и взрослого, имеющие специфические мотивы, задачи, содержание, строение и продукты. Ведущая деятельность - предметная, игровая, учебная и т.д. - понималась и строилась как форма активного отношения самого ребенка к определенному содержанию культурного наследия. Она конструируется обществом (педагогами) именно для решения образовательных задач, задач развития в определенном возрасте.

Развитие педагогической психологии в 60-80-е гг. XX в.

В конце 50-х - начале 60-х гг. в СССР был осуществлен переход сначала на всеобщее семилетнее, а затем на обязательное восьмилетнее образование. Проводимые реформы кардинальным образом изменили ситуацию в образовании. В наибольшей степени изменения затронули начальную школу - она получила новые целевые ориентиры: не просто сделать всех школьников элементарно грамотными, научить их читать, писать и считать, а подготовить их к обучению в средних классах, развить у них познавательные интересы и мотивы, научить учиться.

Содержание и организация обучения в традиционной начальной школе не отвечали задачам реформируемого образования. На первый план школьной практики и педагогической науки вышли вопросы связи обучения и психического развития, проблемы развивающего обучения.

Основные деятели данного периода развития отечественной психологии и педагогики:

  • Л. В. Занков (1901-1977)

Он полагал, что в основу начального образования должна быть положена задача общего развития. Не только усвоение знаний, умений, навыков, не только интеллектуальное развитие, а общее развитие как основа полноценного усвоения школьной программы выступило целью, разработанной под его руководством, экспериментальной дидактической системы начального образования.

Дидактическая система развивающего начального обучения Л. В. Занкова получила широкое распространение в нашей стране в 60-70-е гг. прошлого века, а в настоящее время признана в качестве одной из рекомендованных Министерством образования систем начального обучения.

  • Д. Б. Эльконин (1904-1984) и В. В. Давыдов (1930-1998)

Исследовательский коллектив Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова не ограничился усовершенствованием существующих программ начальной школы, он предпринял попытку разработать принципиально новое содержание начального школьного образования.

Утверждалось, что уже в начальной школе необходимо развивать у школьников потребность в теоретическом отношении к действительности, формировать теоретические представления и понятия, а также способности ориентироваться в средствах и приемах идеальной деятельности. В нацеленности на формирование у учащихся начальных классов основ теоретического мышления - более широко теоретического сознания, теоретического отношения к действительности - состоит главное отличие экспериментальной системы обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

80-е гг. XX в. характеризуются общественно-политическим кризисом в развитии страны, природа которого кроется в неэффективной модели экономического развития, построенной на идеологии марксизма. Кризисные явления проявились и в образовании - школа пришла в острое несоответствие с социально-экономическими, культурными и образовательными потребностями страны. Декларируемые цели образования оказались в глубоком противоречии со средствами их достижения и конечными результатами. В обществе снизились качество и статус образования, произошло падение интереса к образованию, ухудшение психического и физического здоровья школьников.

Список литературы

  1. Исаев, Е. И. Педагогическая психология / Е. И. Исаев. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 347 с.
  2. Ясницкий, А. (2015). Дисциплинарное становление русской психологии первой половины XX века // Науки о человеке: история дисциплин / Под общ. ред.: А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. -396 с.
  3. Петровский, А. В. История советской психологии / А. В. Петровский. – Москва: Просвещение, 1967. – 368 с.
  4. Викитека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_ЦК_ВКП(б)_от_4.07.1936_о_педологических_извращениях_в_системе_Наркомпросов. – Дата доступа: 12.09.2021.

[1] Исаев, Е. И. Педагогическая психология / Е. И. Исаев. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 58 с.

[2] Петровский, А. В. История советской психологии / А. В. Петровский. – Москва: Просвещение, 1967. – 164 с.

[3] См. текст постановления: Постановление ЦК ВКП(Б) от 04.07.1936 о педологических извращениях в системе Наркомпросов // Викитека [Электр. ресурс] https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_ЦК_ВКП(б)_от_4.07.1936_о_педологических_извращениях_в_системе_Наркомпросов. Дата доступа 12.09.2021

[4] Ясницкий, А. (2015). Дисциплинарное становление русской психологии первой половины XX века // Науки о человеке: история дисциплин / Под общ. ред.: А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. -392 с.

27.09.2022 14:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!