СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Изложение деформированного текста «Помощь дроздам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Развитие речи. Изложение деформированного текста «Помощь дроздам» Упр. 110 стр. 66.

Цели:

Предметные

1.Обобщение представлений о композиции повествовательного текста.

2.Формирование умения определять тему и главную мысль текста.

3.Формирование умения устанавливать связи между частями текста.

4. Формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста.

5. Формирование умения записывать текст изложения по плану.

Метапредметные

Осуществлять анализ, синтез, делать выводы, обобщения.

Регулятивные

Умение прогнозировать, определять цели урока, осуществлять самоконтроль написанного.

Коммуникативные

Умение вступать в речевое общение, строить высказывания, работать в парах.

Личностные

Проявлять внимание к животным, заботиться о животных.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент
  2. Работа по теме урока

1. Изложение деформированного текста Упр. 110 (с. 66).

-Что значит написать изложение?

( Запомнить текст и записать его по памяти).

-Что необходимо для написания изложения?

( Необходим текст).

- Чему вы будете учиться, работая над изложением?

( Цель: Учиться создавать текст, учиться записывать текст).

- О ком или о чём нам предстоит написать изложение? Отгадайте загадки:

1.Из семейства воробьиных.

Буро-жёлтый, видом прост.

Насекомых ест, малину

Небольшой, но певчий…(Дрозд)

2.Красный клюв.

И пестрый хвост —

Как красив поющий … (Дрозд).

3. В певчем деле эта птица,

Прямо скажем мастерица,

Родственник он воробья

И напарник соловья. (Дрозд)

4.Кто поет, как соловей?

Кто, не прячась средь ветвей,

Наверху, у самых звезд,

Зачарует песней? (Дрозд).

2. Конструирование текста.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

- Можно ли прочитанное назвать текстом?

-Почему?

(Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность).

-Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. Помогите сложить их так, чтобы получился текст.

Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110.

Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку.

- Кто желает прочитать свой текст?

Беседа по содержанию.

- О чём рассказывается в тексте?

О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно.

- Что мы определили?

(Тему текста).

-Что ещё надо определить готовясь к изложению?

(Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор).

-Что главное хотел сказать автор?

(Не проходи мимо, если видишь, что кому-то нужна твоя помощь).

-Как вы относитесь к поступку героев?

(Гордимся, одобряем.)

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

3. Подберите заголовок к тексту.

Спасение птенцов.

Доброе сердце.

Хороший поступок.

Помощь пришла вовремя.

-Какой заголовок точно отражает тему текста?

-А какой главную мысль?

4.Анализ структуры текста.

- Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько?

(Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо).

- У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст?

(Это текст повествование).

-Вспомним из каких частей состоит любой текст повествования?

-Текст повествования состоит из 4 частей.

- Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали?

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

- Как называется первая часть?

-Это начало события или завязка.

- Прочитайте, как дальше развивается действие?

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

- Какая это часть?

Развитие действия.

-Какой самый острый интересный момент?

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

- Как называется самый напряжённый момент ?

Кульминация.

Прочитайте, чем всё закончилось?

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

- эта часть называется …

Конец события или развязка?

(Развязка)

5.Составление плана текста

Поработаем над каждой частью в отдельности.

В каком предложении отражено основное содержание первой части?

Из травы донёсся тоненький писк.

-Как можно короче выразить эту основную мысль?

1.Тоненький писк.

Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.

2.Крошечный птенчик в беде.

Каким предложением выражена главная мысль третьей части?

Мы водворили птенца в гнездо.

Как можно озаглавить эту часть?

1.Тоненький писк.

2.Крошечный птенчик в беде.

3. Возвращение птенца в гнездо.

4. Первое знакомство.

6. Пересказ текста учащимися по плану.

7. Лексическая работа

- Как называет автор крики взрослых дроздов? (Громкие голоса.)

- Прочитайте, как кричал птенец. (Из травы доносился тоненький писк.) - Опишите, каким был птенчик.

- Как вы понимаете значение слова головастый?

-Что значит «водворили»? (Вернули на прежнее место.) Какими словами автор подчёркивает, что дрозды перестали кричать мгновенно? (Сразу смолкли.) Как автор заменяет в тексте слово птенцы, чтобы избежать повторов? (Птенчики, детишки.)

— Как автор называет взрослых птиц? (Дрозды, родители.)

  1. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

  1. Орфографическая подготовка

Найдите в тексте группы однокоренных слов. (Птицы, птенцы, птенчик; писк, попискивал.) Найдите в каждой группе проверяемое и проверочное слово. Вставьте пропущенные буквы в слова: тр.винки, птен.чик,р.здвинули, птенч.к, кр.ям, крошеч.ные,.ткрывал, бю.льшой, круж.лись, п.пискивал, тон.нький, в.днелось,водв.рили, в.дворили, д.носился, нак.рмили.

2. Анализ предложений текста По какому признаку слова распределили по группам? Назовите орфограммы корня. Какие орфограммы вы видите в приставках? Какие гласные пишутся в суффиксах? крош.чный — Найдите в тексте предложения с однородными членами. Графически объясните постановку знаков препинания.

3.Работа над изложением (Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста. V. Подведение итогов урока Какие умения мы закрепляли при работе над изложением? Какие орфограммы вы вспомнили? Кто доволен своей работой? Какие трудности вы испытывали?

Категория: Русский язык
18.02.2023 17:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!