СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развития специфических координационных способностей у юных футболистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развития специфических координационных способностей у юных футболистов

Одним из эффективных средств физического воспитания школьников, начиная с 9-летнего возраста, считаются спортивные игры и в частности - футбол, который является одним из самых популярных и увлекательных видов спорта. Ряд исследований показал, что занятия футболом воспитывают у школьников такие качества как, волю, мужество, решительность, смелость, самообладание, чувство товарищества и другие. Кроме того, занятия футболом способствуют повышению физической подготовленности школьников – развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей. В то же время подавляющее большинство исследований посвящено развитию физических качеств у квалифицированных футболистов, и не достаточно внимания в научно-методической литературе уделяется вопросу развития физических качеств у школьников, занимающихся футболом в школьных спортивных клубах. Применение координационных упражнений может улучшить уровень общей физической подготовленности учащихся, т.к. этот метод позволяет существенно повысить моторную плотность занятий (до 30-40%), что обеспечивает возрастание объема и интенсивности выполняемой работы. Однако до сих пор нет полной ясности об эффективности применения координационных упражнений при воспитании физических качеств юношей на занятиях в школьной секции футбола.

В возрасте 8-12 лет существенные изменения происходят в мышлении и памяти. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому суждению и абстрактному мышлению, проявляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что припоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, как это было в младшем возрасте, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на детали его выполнения.

Память на движение у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7 до 12 лет. В этот период координация произвольных движений значительно улучшается. Движения выполняются с относительно меньшей, чем прежде, затратой энергии, становятся более точными и быстрыми. Мальчики 9-10 лет сравнительно легко овладевают простыми приемами игры в футбол, причем их дальнейшее совершенствование в старшем возрасте происходит весьма успешно. Учителям, работающим с детьми, следует учесть, что двигательные навыки, соответствующие возможностям занимающихся, формируются тем быстрее и легче, чем раньше дети начнут занятия футболом. При правильной методике, занятия в детском возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма. Это влияние проявляется двояко: морфологическими изменениями в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными сдвигами в виде повышения работоспособности.

Возрастная динамика развития быстроты у начинающих заниматься футболом имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным. Следует подчеркнуть, что под влиянием занятий физическими упражнениями, и в частности футболом, биологические закономерности развития физических качеств у начинающих заниматься футболом, не изменяются. Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком уровне. Важно не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества. Двигательная деятельность обусловливается не только развитием опорно-двигательного аппарата, но и функциональными возможностями внутренних органов и систем, обслуживающих этот аппарат.

О функциональных возможностях вегетативных систем организма детей можно судить по характеру реакции этих систем на мышечную работу. Период врабатываемости у детей в среднем короче, чем у взрослых, поэтому разминка в тренировочном занятии по времени не должна быть длительной. Это обусловливается функциональными особенностями центральной нервной системы и функционально-морфологическими особенностями мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма. Отмечая способность детей 9-12 лет быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо указать на некоторые особенности вегетативной деятельности юных спортсменов.

Учитывая, что дети быстро утомляются при однообразной деятельности, целесообразно своевременно изменять характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы в тренировках по футболу должны быть частыми, но не продолжительными. Длительное бездействие снижает интерес детей к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы во время занятий оправданы физиологически, так как утомление у детей проходит быстро, а восстановительный период после работы у детей короче, чем у взрослых. Наименьший восстановительный период наблюдается у мальчиков 11-12 лет.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и, приспосабливаясь к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью». Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задаче.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков.

Для оценки координационных способностей футболистов можно использовать следующие тесты:

Для оценки способности к ритму

1. Бег по обручам с ведением мяча

Инвентарь:

Два гимнастических обруча диаметром 80 см., измерительная лента, мел, секундомер, футбольный мяч.

Описание теста: испытуемый преодолевает с максимальной скоростью с высокого старта 30 м. Отдохнув, несколько минут пробегает дистанцию 30 м по обручам (рис. 3.) В третьей пробе спортсмен ведет мяч ногами до первого ряда обручей и посылает мяч сбоку от них, а сам выполняет бег, каждый раз ставя стопу ноги в очередной обруч. После этого испытуемый снова переходит к ведению мяча и поступает в соответствии со схемой, описанной выше. Тест заканчивается при пересечении испытуемым 4 линии финиша.

Результат:

1) время бега пo обручам без ведения мяча (сек);

2) время бега по обручам с ведением мяча (сек);

3) разница во времени бега по обручам без ведения мяча и гладким бегом на 30 м (сек):

4) разница во времени бега по обручам с ведением мяча и без ведения мяча (сек).

Точность измерения теста до 0,01 сек.

№1. Бег по обручам с ведением мяча

2. Повороты на гимнастической скамейке.

Инвентарь: гимнастическая скамейка, секундомер.

Описание теста: стоя в позиции «стопа одна перед другой, на узкой стороне (10 см) гимнастической скамейки, испытуемый в течение 20 сек., выполняет повороты на 360". Чередуя: влево, вправо, не теряя равновесия (рис. 6).

Результат:

Количество выполненных поворотов за 20 сек (с точностью до 0.5 оборота).

Учитывается лучший результат из двух повторений.

Замечания:

поворот считается выполненным, когда испытуемый вернется в и.п. В случае нарушения равновесия (падение со скамейки, касание пола) следует как можно быстрее принять исходное положение и продолжить тест.

Рис. 6. Повороты на гимнастической скамейке.

Для оценки способности к приспособлению и перестроению двигательных действий

1. Обежать стойки:

Оборудование: измерительная лента, мел, 3 стойки, футбольный мяч, секундомер.

Описание теста: на расстоянии 10 м по прямой линии устанавливаются три стойки:

-первая на расстоянии 2,5 м от линии старта, а две на таком же расстоянии друг от друга (рис 8).

По сигналу испытуемый преодолевает расстояние 10 м, обегая последовательно вокруг| трех стоек с правой стороны.

l после отдыха 3-4 мин - слева. Затем он выполняет две пробы с одновременным ведением мяча. Обежать стойки с левой стороны, мяч вести левой ногой, а с другой стороны - правой.

Результат:

1) обежать стойки с левой стороны без мяча (сек);

2) обежать стойки с правой стороны (сек);

3) обежать стойки с левой стороны, с ведением мяча (сек);

4) то же, что и «3», но обежать стойки справа, с ведением мяча (сек)

5) разница (время обежать стойки с ведением мяча) и бега без ведения мяча слева (ceк);

6) разница (время обежать стойки и ведением мяча) и бега без ведения мяча с правой стороны (сек). Измерения с точностью до 0,01 сек.

Рис 8. Обежать стойки

Для оценки способности и к согласованию

1, Слалом с ведением двух мячей

Оборудование: 3 стойки, измерительная лента, мел, секундомер, футбольный мяч.

Описание теста: на расстоянии 10 м устанавливается три стойки по прямой линии, из которых первая на расстоянии 2,5 м от линии старта, остальные две на таком же расстоянии одна от другой. По сигналу испытуемый преодолевает данную дистанцию, пробегая слаломом между стойками. Затем, выполняет то же, но с ведением одного мяча. В последней попытке он делает то же самое, но с одновременным ведением двух мячей ногами (рис. 9).

Результат: 1) время бега слаломом между стойками с ведением двух мячей (сек); 2) разница между временем бега с ведением двух мячей и временем бега с ведением одного мяча (сек). Точность измерения до 0,01 сек.

Замечания: между отдельными пробами делается перерыв в несколько минут.

Рис. 9. Слалом с ведением двух мячей

Для оценки способности к реагированию на мяч.

1. Остановка катящегося мяча ногой

Оборудование: две гимнастические скамьи длиной 3 метра каждая, гимнастическая лестница, футбольный мяч, измерительная лента, мел.

Описание тестa:

две гимнастические скамейки закреплены одной стороной к гимнастической лестнице на высоте 1 м от пола на расстоянии 5 см одна от другой. В проеме между их верхними краями в самом начале устанавливается футбольный мяч, удерживаемый экзаменатором. По сигналу второго, проводящего тест, экспериментатор снимает ладонь с удерживаемого мяча, который начинает скатываться вниз (рис 10). Испытуемый, стоящий спиной к направлению скатывания мяча на расстоянии 4 м от конца гимнастической скамейки (на полу), по сигналу поворачивается и бежит к мячу, стараясь как можно быстрее его коснуться любой ногой (стопой)

Результат: учитывается средние расстояние с точностью до 5 см, на которое скатится мяч с верхних концов скамеек (из 3 попыток).

Замечания:

испытуемый не должен трогать мяч ногой, достаточно его коснуться. К мячу следует подбегать сбоку от скамеек с удобной стороны.

Рис, 10, Остановка катящегося мяча.

Для оценки способности к пространственной ориентации

1. Бег к «пронумерованным» мячам

Оборудование: пять набивных мячей имеющие номера от 1 до 5 - весом 2 кг, шестой набивной мяч весом 2 кг, измерительная лента, карточки с номерами от 1 до 5, мел, секундомер.

Описание теста: в полукруге радиусом 3 м располагаются на одинаковом расстоянии в 1,5 метра друг от друга пять пронумерованных набивных мячей, но без очередности номеров. Шестой набивной мяч устанавливается на расстоянии 3 метра от остальных, как показано на рис. 11. Испытуемый стоит спиной к пяти набивным мячам так, чтобы его передняя часть стопы касалась шестого набивного мяча, лежащего перед ним. По сигналу он касается этого мяча любой стопой и в этот момент экспериментатор показывает карточку с номером мяча, к которому он после поворота должен бежать и коснуться его стопой. 3aтем он снова возвращается к шестому набивному мячу и в момент касания его, экспериментатор показывает карточку с очередным номером. Выполнить бег к пяти набивным мячам. Тест заканчивается, когда испытуемый коснется шестого набивного мяча любой стопой. Примерно за 10 - 20 мин до этого теста испытуемый преодолевает (как и при выше обозначенном расположении мячей) дистанцию 5 х 3 м совершая бег по очереди с касанием каждого из пяти набивных мячей, каждой paз возвращаясь к шестому набивному мячу (с его касанием).

Результат: 1) Время бега к пронумерованным набивным мячам (сек);

2) Разница между временем бега к пронумерованным набивным мячам и временем челночного бега 5 х З м (сек). Точность измерения теста - до 0,01 сек.

Замечания: очередность расположения пронумерованных набивных мячей, а также показываемых номеров на карточках следует менять после каждого испытуемого.

Рис. 11. Бег к пронумерованным мячам

Общие замечания к тестам: перед каждым тестом предоставляется право выполнить одну-две пробные попытки.

Рекомендации:

  1. Метод координационных упражнений можно одинаково эффективно использовать как в подготовительной, так и в основной части тренировочного занятия по футболу в школьной секции.
  2. Следует проводить занятия координационных упражнений не реже двух раз в неделю, что способствует эффективному повышению уровня общей физической подготовленности. Упражнения могут состоять из бега, ходьбы, прыжков или специальных, направленных на развитие отдельных физических качеств юных футболистов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Трембач А.Б. Очерки физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - Краснодар,2001.
  2. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра: Книга для учащихся стар­ших и средних классов. - Москва. Просвещение.
  3. Борис Плон- Новая школа в футбольной тренировке. Издание 2-е,испр. и дополн.- М.: Олимпия, Человек,2008.- 240с.
  4. Д. Киркендалл- Анатомия футбола пер. с англ. С.Э.Борич.- Минск : Попурри,2012.-240с.

02.03.2019 16:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!