СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развития специфических координационных способностей у юных футболистов
Одним из эффективных средств физического воспитания школьников, начиная с 9-летнего возраста, считаются спортивные игры и в частности - футбол, который является одним из самых популярных и увлекательных видов спорта. Ряд исследований показал, что занятия футболом воспитывают у школьников такие качества как, волю, мужество, решительность, смелость, самообладание, чувство товарищества и другие. Кроме того, занятия футболом способствуют повышению физической подготовленности школьников – развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей. В то же время подавляющее большинство исследований посвящено развитию физических качеств у квалифицированных футболистов, и не достаточно внимания в научно-методической литературе уделяется вопросу развития физических качеств у школьников, занимающихся футболом в школьных спортивных клубах. Применение координационных упражнений может улучшить уровень общей физической подготовленности учащихся, т.к. этот метод позволяет существенно повысить моторную плотность занятий (до 30-40%), что обеспечивает возрастание объема и интенсивности выполняемой работы. Однако до сих пор нет полной ясности об эффективности применения координационных упражнений при воспитании физических качеств юношей на занятиях в школьной секции футбола.
В возрасте 8-12 лет существенные изменения происходят в мышлении и памяти. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому суждению и абстрактному мышлению, проявляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что припоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, как это было в младшем возрасте, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на детали его выполнения.
Память на движение у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7 до 12 лет. В этот период координация произвольных движений значительно улучшается. Движения выполняются с относительно меньшей, чем прежде, затратой энергии, становятся более точными и быстрыми. Мальчики 9-10 лет сравнительно легко овладевают простыми приемами игры в футбол, причем их дальнейшее совершенствование в старшем возрасте происходит весьма успешно. Учителям, работающим с детьми, следует учесть, что двигательные навыки, соответствующие возможностям занимающихся, формируются тем быстрее и легче, чем раньше дети начнут занятия футболом. При правильной методике, занятия в детском возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма. Это влияние проявляется двояко: морфологическими изменениями в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными сдвигами в виде повышения работоспособности.
Возрастная динамика развития быстроты у начинающих заниматься футболом имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным. Следует подчеркнуть, что под влиянием занятий физическими упражнениями, и в частности футболом, биологические закономерности развития физических качеств у начинающих заниматься футболом, не изменяются. Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком уровне. Важно не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества. Двигательная деятельность обусловливается не только развитием опорно-двигательного аппарата, но и функциональными возможностями внутренних органов и систем, обслуживающих этот аппарат.
О функциональных возможностях вегетативных систем организма детей можно судить по характеру реакции этих систем на мышечную работу. Период врабатываемости у детей в среднем короче, чем у взрослых, поэтому разминка в тренировочном занятии по времени не должна быть длительной. Это обусловливается функциональными особенностями центральной нервной системы и функционально-морфологическими особенностями мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма. Отмечая способность детей 9-12 лет быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо указать на некоторые особенности вегетативной деятельности юных спортсменов.
Учитывая, что дети быстро утомляются при однообразной деятельности, целесообразно своевременно изменять характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы в тренировках по футболу должны быть частыми, но не продолжительными. Длительное бездействие снижает интерес детей к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы во время занятий оправданы физиологически, так как утомление у детей проходит быстро, а восстановительный период после работы у детей короче, чем у взрослых. Наименьший восстановительный период наблюдается у мальчиков 11-12 лет.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и, приспосабливаясь к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью». Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задаче.
Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков.
Для оценки координационных способностей футболистов можно использовать следующие тесты:
Для оценки способности к ритму
1. Бег по обручам с ведением мяча
Инвентарь:
Два гимнастических обруча диаметром 80 см., измерительная лента, мел, секундомер, футбольный мяч.
Описание теста: испытуемый преодолевает с максимальной скоростью с высокого старта 30 м. Отдохнув, несколько минут пробегает дистанцию 30 м по обручам (рис. 3.) В третьей пробе спортсмен ведет мяч ногами до первого ряда обручей и посылает мяч сбоку от них, а сам выполняет бег, каждый раз ставя стопу ноги в очередной обруч. После этого испытуемый снова переходит к ведению мяча и поступает в соответствии со схемой, описанной выше. Тест заканчивается при пересечении испытуемым 4 линии финиша.
Результат:
1) время бега пo обручам без ведения мяча (сек);
2) время бега по обручам с ведением мяча (сек);
3) разница во времени бега по обручам без ведения мяча и гладким бегом на 30 м (сек):
4) разница во времени бега по обручам с ведением мяча и без ведения мяча (сек).
Точность измерения теста до 0,01 сек.
№1. Бег по обручам с ведением мяча
2. Повороты на гимнастической скамейке.
Инвентарь: гимнастическая скамейка, секундомер.
Описание теста: стоя в позиции «стопа одна перед другой, на узкой стороне (10 см) гимнастической скамейки, испытуемый в течение 20 сек., выполняет повороты на 360". Чередуя: влево, вправо, не теряя равновесия (рис. 6).
Результат:
Количество выполненных поворотов за 20 сек (с точностью до 0.5 оборота).
Учитывается лучший результат из двух повторений.
Замечания:
поворот считается выполненным, когда испытуемый вернется в и.п. В случае нарушения равновесия (падение со скамейки, касание пола) следует как можно быстрее принять исходное положение и продолжить тест.
Рис. 6. Повороты на гимнастической скамейке.
Для оценки способности к приспособлению и перестроению двигательных действий
1. Обежать стойки:
Оборудование: измерительная лента, мел, 3 стойки, футбольный мяч, секундомер.
Описание теста: на расстоянии 10 м по прямой линии устанавливаются три стойки:
-первая на расстоянии 2,5 м от линии старта, а две на таком же расстоянии друг от друга (рис 8).
По сигналу испытуемый преодолевает расстояние 10 м, обегая последовательно вокруг| трех стоек с правой стороны.
№ l после отдыха 3-4 мин - слева. Затем он выполняет две пробы с одновременным ведением мяча. Обежать стойки с левой стороны, мяч вести левой ногой, а с другой стороны - правой.
Результат:
1) обежать стойки с левой стороны без мяча (сек);
2) обежать стойки с правой стороны (сек);
3) обежать стойки с левой стороны, с ведением мяча (сек);
4) то же, что и «3», но обежать стойки справа, с ведением мяча (сек)
5) разница (время обежать стойки с ведением мяча) и бега без ведения мяча слева (ceк);
6) разница (время обежать стойки и ведением мяча) и бега без ведения мяча с правой стороны (сек). Измерения с точностью до 0,01 сек.
Рис 8. Обежать стойки
Для оценки способности и к согласованию
1, Слалом с ведением двух мячей
Оборудование: 3 стойки, измерительная лента, мел, секундомер, футбольный мяч.
Описание теста: на расстоянии 10 м устанавливается три стойки по прямой линии, из которых первая на расстоянии 2,5 м от линии старта, остальные две на таком же расстоянии одна от другой. По сигналу испытуемый преодолевает данную дистанцию, пробегая слаломом между стойками. Затем, выполняет то же, но с ведением одного мяча. В последней попытке он делает то же самое, но с одновременным ведением двух мячей ногами (рис. 9).
Результат: 1) время бега слаломом между стойками с ведением двух мячей (сек); 2) разница между временем бега с ведением двух мячей и временем бега с ведением одного мяча (сек). Точность измерения до 0,01 сек.
Замечания: между отдельными пробами делается перерыв в несколько минут.
Рис. 9. Слалом с ведением двух мячей
Для оценки способности к реагированию на мяч.
1. Остановка катящегося мяча ногой
Оборудование: две гимнастические скамьи длиной 3 метра каждая, гимнастическая лестница, футбольный мяч, измерительная лента, мел.
Описание тестa:
две гимнастические скамейки закреплены одной стороной к гимнастической лестнице на высоте 1 м от пола на расстоянии 5 см одна от другой. В проеме между их верхними краями в самом начале устанавливается футбольный мяч, удерживаемый экзаменатором. По сигналу второго, проводящего тест, экспериментатор снимает ладонь с удерживаемого мяча, который начинает скатываться вниз (рис 10). Испытуемый, стоящий спиной к направлению скатывания мяча на расстоянии 4 м от конца гимнастической скамейки (на полу), по сигналу поворачивается и бежит к мячу, стараясь как можно быстрее его коснуться любой ногой (стопой)
Результат: учитывается средние расстояние с точностью до 5 см, на которое скатится мяч с верхних концов скамеек (из 3 попыток).
Замечания:
испытуемый не должен трогать мяч ногой, достаточно его коснуться. К мячу следует подбегать сбоку от скамеек с удобной стороны.
Рис, 10, Остановка катящегося мяча.
Для оценки способности к пространственной ориентации
1. Бег к «пронумерованным» мячам
Оборудование: пять набивных мячей имеющие номера от 1 до 5 - весом 2 кг, шестой набивной мяч весом 2 кг, измерительная лента, карточки с номерами от 1 до 5, мел, секундомер.
Описание теста: в полукруге радиусом 3 м располагаются на одинаковом расстоянии в 1,5 метра друг от друга пять пронумерованных набивных мячей, но без очередности номеров. Шестой набивной мяч устанавливается на расстоянии 3 метра от остальных, как показано на рис. 11. Испытуемый стоит спиной к пяти набивным мячам так, чтобы его передняя часть стопы касалась шестого набивного мяча, лежащего перед ним. По сигналу он касается этого мяча любой стопой и в этот момент экспериментатор показывает карточку с номером мяча, к которому он после поворота должен бежать и коснуться его стопой. 3aтем он снова возвращается к шестому набивному мячу и в момент касания его, экспериментатор показывает карточку с очередным номером. Выполнить бег к пяти набивным мячам. Тест заканчивается, когда испытуемый коснется шестого набивного мяча любой стопой. Примерно за 10 - 20 мин до этого теста испытуемый преодолевает (как и при выше обозначенном расположении мячей) дистанцию 5 х 3 м совершая бег по очереди с касанием каждого из пяти набивных мячей, каждой paз возвращаясь к шестому набивному мячу (с его касанием).
Результат: 1) Время бега к пронумерованным набивным мячам (сек);
2) Разница между временем бега к пронумерованным набивным мячам и временем челночного бега 5 х З м (сек). Точность измерения теста - до 0,01 сек.
Замечания: очередность расположения пронумерованных набивных мячей, а также показываемых номеров на карточках следует менять после каждого испытуемого.
Рис. 11. Бег к пронумерованным мячам
Общие замечания к тестам: перед каждым тестом предоставляется право выполнить одну-две пробные попытки.
Рекомендации:
ЛИТЕРАТУРА
© 2019, Петров Александр Сергеевич 886