СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

« В каждом человек солнце, только дайте ему светить», - эти слова ДОЛЖНЫ БЫТЬ ключевыми в работе КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ. Помочь раскрыться творческим способностям ученика – в этом, на мой взгляд, одна из главных задач учителя

В наше время человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой, СТАТЬ УСПЕШНЫМ.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс сформирования творческой личности. Тема «Развитие творческих способностей школьников» актуальна на уроках русского языка и литературы, потому что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыследеятельности.

Цель моей деятельности – создание педагогических условий для развития творческой мыслящей личности, способной к успешной социализации.

К созданию системы работы по развитию творческих способностей детей подталкивают те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы.

1. ОДНО ИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ – необходимость сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, с одной стороны, но речь детей, с другой стороны, часто остаётся неразвита, словарный запас крайне беден; и условия общения сегодня, а это СМС-ки, общение в соц.сетях ЭТОМУ Способствуют.

2. ВТОРОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ – НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ

качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, с одной стороны и наблюдения показывают, что зачастую даже учащиеся старших классов не умеют самостоятельно анализировать художественное произведение, размышлять о прочитанном, с другой стороны.

3. ЕЩЁ ОДНО ИЗ ПРОТИВОРЕЧИЕ-

Необходимость научить детей писать сочинения различных видов и жанров. Выпускные экзамены в 9 и 11 классах направлены на проверку этого умения: изложение с элементами сочинения в 9 классе, сочинение-миниатюра в ЕГЭ, НО практика показывает, что учащиеся вместо вдумчивой работы над собственным произведением предпочитают списывать из сборников «золотых» сочинений, а те сочинения, которые написаны учащимися самостоятельно, в большинстве своем однотипны, не демонстрируют интереса ученика к данной работе. Из этих противоречий вытекают задачи: формирования человека, свободно владеющего русской речью.

ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ этой задачи развитие творческих способностей УЧАЩИХСЯ.

КАКИЕ ЖЕ ДЛЯ ЭТОГО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МЕТОДЫ?

НАЗОВУ ЛИШЬ НЕКОТОРЫЕ:

(слайд 1, обложки книг + сами книги)

  • Видеофильмы ( художественные и научно-популярные) давно и прочно вошли в практику работы учителя литературы. В своей педагогической практике я также использую сопоставления разных видов искусств, которые оказались очень эффективными. Изучая со старшеклассниками роман Л.Н.Толстого «Война и мир», мне хотелось создать у учащихся потребность в чтении, заинтересовать проблемами, поднятыми в произведении, с помощью видеофрагментов, дать яркую характеристику герою, а главное, сделать урок более содержательным. Данный мой опыт представлен в сборнике «Поэтика интермедиальности в современном культурном пространстве: литература, театр, кино, живопись» в статье Видеофильм на уроке литературы.Киров,2012г.
  • На уроках детской современной литературы, воспитывая творческого читателя и чуткого слушателя, использую приёмы выявление интонации, составление кластера, наблюдение над изобразительными средствами языка и прием «В творческой мастерской поэта». Например, при изучении творчества М.Яснова нужно было добавить последнее слово в его стихотворение( слайд 3 из презентации). Данный курс уроков расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, способствует интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию школьников, формированию духовно- нравственных ценностей. С моей публикацией подробнее вы можете ознакомиться в учебно-методическом пособие «Книга в руках учителя и ученика».(2014г)

( слайд 4 структура).

  • Ещё один прием творческой работы - “синквейн”. Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во-первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во- вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение.
  • Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке. В пятом классе мы ограничиваемся разгадыванием кроссвордов, а начиная с шестого класса ребята начинают составлять их сами. Содержанием кроссвордов является изучаемый материал на уроках русского языка и литературы.
  • Одной из часто используемых мной технологий на уроках русского языка является игровая. Трудно представить себе работу учителя без игры. Использование на уроках игровых технологий пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Именно поэтому игра - необходимый вид деятельности школьников как на уроке, так и вне её.

В целях расширения словарного запаса провожу игру «У кого больше слов». Тематика слов может быть разная: о спорте, о городе, о празднике. При этом ребятам предлагаются определённые грамматические задания в зависимости от темы урока. Затем ребята составляют с этими словами небольшие тексы.

Создают условия для творчества и нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-лекция, урок- учёба, урок- мастерская, урок – игра, Например,

Много существует приёмов и методов для раскрытиятворческого потенциала школьника на уроках русского языка и литературы.

Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для менякак педагога.

( слайд 5 картинка красивая урок)

27.02.2016 16:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!