СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория развития творческого потенциала обучаемых средствами образования представляет собой современное развитие идей И.Е Шварца. В стратегию педагогического управления развитием творческого потенциала обучаемых средствами образования включены два основных направления:

  • создание развивающего образовательного пространства как внешнего организационно-педагогического условия,
  • формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала как создание внутреннего психолого-педагогического условия.

Для создания выше названных условий эффективного развития творческого потенциала личности в образовательном процессе и создаются технологии, учитывающие синергию осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики и обеспечивающие личности субъектную позицию.

Новизна подхода заключается в исследовании возможностей развития творческого потенциала с точки зрения баланса двух составляющих:

  • соотношения меры свободы, субъективного выбора личности и объема внешних управляющих воздействий,
  • творческий потенциал личности трактуется как единство рационального и иррационального компонентов,
  • методы развития творческого потенциала включают в себя как традиционные, адресованные к сознанию, так и специальные методы влияния, направленные на неосознаваемую сферу психики человека, с целью создания социально-психологических установок на саморазвитие;
  • специальные методы при этом выполняют не только функцию стимулирования собственной активности субъекта творчества, но и психогигиеническую, обеспечивающую гармонизацию его психических состояний, а также формирование позитивной Я-концепции.

Актуальность и современность положений педагогической концепции построения образовательного процесса обусловливается тем, что она обеспечивает:

  • гуманистический подход к личности, ее образованию и воспитанию;
  • ориентирована на развитие собственной активности обучающегося, стимулирование личностного роста.

Современные образовательные технологии, в основании которых лежит концепция взаимосвязи убеждения и внушения, включают в себя:

  • психогигиеническое направление, как создание благоприятного психологического климата в академической группе, а также использование психической саморегуляции в целях коррекции негативных эмоциональных состояний обучающихся (страх, стресс, агрессия);
  • формирование готовности личности к развитию и реализации своего творческого потенциала.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ

В основе концепции исследования лежат теоретические представления

  • о феномене творчества и его проявлениях на индивидуально-личностном уровне
  • о творческом потенциале как интегративном образовании личности, имеющем системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
  • о готовности личности к развитию своего творческого потенциала как сложном динамическом образовании, формирующемся по механизму установки на разных уровнях осознанности

Определение понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложное динамическое образование, формирующееся по механизму установки на разных уровнях осознанности

Предметом исследования нашего научного коллектива с начала 90-х явилось развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе

Научные исследования проводились по нескольким направлениям:

  • Изучение феномена творчества и его проявлений на индивидуально-личностном уровне
  • Исследование творческого потенциала как интегративного образования личности, имеющего системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
  • Разработка структуры понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложного динамического образования, формирующегося по механизму установки на разных уровнях осознанности
  • Изучение механизмов развития творческого потенциала учащихся в в образовательном процессе школы
  • Исследование путей подготовки будущих педагогов к развитию творческого потенциала учащихся
  • Изучение средств стимулирования процесса развития творческого потенциала ребенка в учреждениях дополнительного образования
  • Исследование условий семейного воспитания, стимулирующих развитие творческого потенциала ребенка

Основные научные результаты:

  • Выявлены закономерности формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала по механизму установки на разных уровнях осознанности
  • Исследованы особенности организации учебно-познавательной деятельности, способствующие развитию творческого потенциала школьников
  • Изучены пути формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной деятельности
  • Определены механизмы стимулирования творческой самореализации подростков при организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей
  • Изучены пути развития Я-концепции, благоприятной для формирования готовности младшего школьника к развитию своего творческого потенциала, в художественно-творческой деятельности
  • Обоснованы условия семейного воспитания, способствующие развитию у ребенка с особыми образовательными потребностями готовности к творческой самореализации
  • Разработаны теоретико-методологические основы подготовки педагогов к реализации социально-педагогических задач по развитию ТПЛ обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности
  • Определены дидактические основы проектирования курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации, направленные на поддержку творческой самореализации педагогов
  • Определены в логике компетентностного подхода основы профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе

Обратимся к содержанию научного исследования

  • Трактовка феномена творческого потенциала как интегративного образования личности, имеющего системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
  • Определение понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложное динамическое образование, формирующееся по механизму установки на разных уровнях осознанности

Направления дальнейшего научного поиска

  • Развитие воспитательного потенциала семьи
  • Педагогическая поддержка детской одаренности в условиях семейного воспитания
  • Формирование готовности детей-сирот к жизненному самоопределению
  • Формирование у школьников готовности к социальному проектированию

В ходе исследования имело место многообразие приемов и технологий, осуществлялось решение сложных педагогических задач. Значимым условием успеха явилось видение участниками научного коллектива теоретических задач исследования и возможностей практического применения полученных результатов.

Результативность

Реализация и внедрение разработок, выполненных в рамках коллективного исследования, представлены: докторской диссертацией А.И. Санниковой (2002) «Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе», вторая представлена к защите (Коробкова В.В. «Развитие воспитательного потенциала семьи»), семью кандидатскими диссертациями, пятью монографиями (их них 4 в центральных издательствах), 18 учебно-методическими пособиями, а также более чем 100 опубликованными научными и научно-методическими статьями (из них 23 – в журналах, рекомендованных ВАК РФ).

Категория: Прочее
18.10.2015 13:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!