СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие универсальных учебных действий средствами учебно-познавательных и учебно-практических задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Е. Р. Лукина

МБОУ «Боевая СОШ», п. Боевой.

Развитие универсальных учебных действий средствами

учебно-познавательных и учебно-практических задач

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс, в отличие от былых подходов, направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Стандарт, разрабатываемый в русле системно-деятельностного подхода, предусматривает соотношение теоретической и практической долей в пользу именно практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.

Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Если прежде, главным действующим лицом образовательного процесса являлся учитель, который доносил информацию до ученика, то при нынешней системе обучения школьник самостоятельно добивается результатов посредством просеивания, осознания и хранения информации, использования и управления приобретенными знаниями в дальнейшем. Учитель становится наблюдателем, старшим помощником, способным в нужный момент поддержать, направить, подсказать.

Развитие личности через формирование УУД является основой образовательного и воспитательного процесса. Изучение биологии и химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

2) в метапредметном направлении:

- формирование представлений о биологии и химии как части общечеловеческой культуры, о значимости этих предметов в развитии цивилизации и современного общества;

- развитие представлений о биологии и химии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта биологического моделирования;

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и химии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

- овладение знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи направленные на формирование и оценку определенных умений и навыков необходимо составлять на основе определения индекса образовательного потенциала учебного задания. Данный алгоритм составлен на основе материалов О. Б. Логиновой, проректора Московского института открытого образования, к. п. н., эксперта Национального фонда подготовки кадров по вопросам качества образования. Принцип определения образовательного потенциала заданий – присвоение индекса числового показателя от 1 до 4. Чем выше индекс задания, тем выше его образовательный потенциал.

Например, для оценки развития личностных умений: саморегуляции, задание должно быть длительное во времени, требовать планирования действий от учащегося, подразумевать контроль качества работы со стороны ребенка. Наличие всех этих показателей позволяет присвоить заданию индекс 4, отсутствие какого либо пункта ведет к снижению индекса до 1.

Задания на умение учащихся осуществлять рефлексию должно содержать элемент самооценки, этот показатель оценивается индексам 2. Кроме этого необходимы такие элементы как: выявление факторов успешности или неспешности решения задач, соотнесение результата работы с поставленной задачей. Наличие всех этих элементов задания позволяет присвоить индекс 4.

Развитие коммуникативных умений можно оценить, используя задания предполагающие диалог учащегося. Данные здания оцениваются числовым показателем - 2, наличие коммуникативной задачи позволяет присвоить заданию индекс 4. Таким образом, можно сконструировать задания на отслеживание развития ИКТ компетентности учащихся, умения сотрудничать с одноклассниками, проследить развитие ценностно-смысловых установок учащихся и т. д. Задание может быть построено на развитие конкретного умения учащегося, либо использоваться комплексно. Рассмотрим это на примере.

Биология 5 класс.

Задание: Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности. Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности.

Данное заданию можно присвоить индекс 4 т. к. данная учебная задача способствует развитию личностных результатов: формирование навыка самоорганизации - планирование этапов работы, поиск необходимых ресурсов, контроля качества работы. Формированию ценностно-смысловых установок – отражение своей позиции по обсуждаемой проблеме, аргументация своей позиции. Развиватию метопредметных результатов – определять цель обучения, формулировать и ставить перед собой задачи, умение осуществлять самооценку, осознанный выбор в познавательной деятельности. Конечно, данное задание эффективно при оценке предметного результата.

Биология 5 класс.

Задание: Расспросите родителей или узнайте в Интернете, почему бактерии могут быть «кулинарами», «фармацевтами», «помощниками земледельца». Подготовьте сообщения.

Задание направленно на личностный результат – коммуникативная компетентность в общении со сверстниками и взрослыми в образовательном процессе, формирование целостного мировоззрение, все это можно оценить числовым показателем 2. Метапредметные результат - самостоятельное приобретение знаний, навыки использования ИКТ. Предметные результаты по биологии, оценить показателем 2.

Таким образом, учебно-практические и учебно-познавательные задачи способствуют формированию и развитию УУД. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

21.10.2015 19:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!