СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация идей А.С. Макаренко в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в коллективе и через коллектив – центральная идея педагогической системы Антона Семеновича Макаренко. Воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого он является. Макаренко назвал это принципом параллельного действия. Требованием коллектива является правило: все за одного, один за всех. Класс всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенным целям. Важно, чтобы в коллективе сформировался комфортный психологический климат. Команда воспитывает чувства долга и чести, волю и характер. Антон Семенович делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, моральных ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе. Макаренко требовал большого уважения к человеку и как можно большего требования к нему. Любовь нужна требовательная. Это лучшее лекарство от избалованности.

Выделяют пять принципов воспитания личности по Макаренко: коллектив, самоуправление, трудовое воспитание, учитель – воспитатель – родитель, дисциплина, коллектив.

1. Коллектив – объединение людей для достижения общих целей в общем труде. Макаренко считал, что в коллективе не могут существовать анархия и вседозволенность. Наказания, направленные на защиту ценностей и норм коллектива, способствуют защищенности личности от насилия. Такое наказание справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к его разложению. Отказ от наказания делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Коллектив учит ребенка взаимодействовать с другими детьми.

  1. Самоуправление

Самоуправление - решающий фактор воспитательного воздействия на детей. Ребенок подготавливается к жизни в реальном мире, где он не исключение, а один из многих и ему надо завоевывать свой статус. Дети принимают решение и за него отвечают. Каждый имеет шанс попробовать себя в качестве руководителя. Ребенок включается в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового. Учащиеся учатся осознавать свои силы, не бояться применять их. Начинают принимать взвешенные решения, испытывая чувство социальной ответственности, так как ориентируются не только на получение (мне все должны, а я никому ничего не должен), но и на отдачу.

  1. Трудовое воспитание

Труд - необходимой фактор педагогических идей Антона Семеновича. В процессе трудовой деятельности развивается умение детей ориентироваться в коллективе, планировать работу, бережно относиться ко времени, добиваться высокого качества работы. В трудовой деятельности обязательно есть цель. Труд связан с образованием и воспитанием.

  1. Учитель-воспитатель-родитель

Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей. Родители – пример, который может вызвать как уважение, так и критику. Взрослым важно быть искренними, так как дети очень хорошо различают фальшь.

  1. Дисциплина

По Макаренко, дисциплина – это метод, а не средство воспитания. Правильно воспитанный ребенок обладает дисциплиной как нравственной категорией. Легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а научить поступать правильно, когда никто не видит, очень трудно. Антону Семеновичу это удавалось.

Принципы Макаренко актуальны и в наши дни, так как работают над такими полезными навыками, как социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду. Все это можно назвать современным дефицитом.

Как классный руководитель младших школьников, я ставила перед собой следующие задачи: формирование и воспитание коллектива, социальная адаптация детей, воспитание чувства ответственности за слова, поступки, порученное дело; воспитание любви к труду, чувства товарищества. Основываясь на постулатах Макаренко, воспитательная работа в моем классе опирается на традиции и историю нашего города. Мы живем в городе морской славы. Наши улицы, площади, скверы и парки носят имена героев-флотоводцев. Поэтому, я захотела сделать так, чтобы эти великие патриоты России стали для моих учеников близкими и понятными.

Эта мысль воплотилась в организации классного самоуправления. Весь класс поделен на экипажи. Экипажи носят имена Александра Васильевича Суворова, Павла Степановича Нахимова, Михаила Петровича Лазарева, Федора Федоровича Ушакова, Владимира Ивановича Истомина и Владимира Алексеевича Корнилова. В классе висят портреты этих адмиралов. Информацию, касающуюся жизни этих личностей и истории нашего города, мы командами собираем в 3 отдельные папки: первая посвящена основанию города, вторая – первой обороне Севастополя, третья – второй обороне Севастополя.

Обязанности учащихся класса разделены на пять секторов: учебный, трудовой, спортивный, санитарный и культурный. Ребята в течении недели выполняют определенные задания: помогают другим в подготовке к урокам, готовят класс к урокам технологии и рисования, следят за дисциплиной, проводят интеллектуальные и спортивные зарядки. Каждая команда избирает своего командира, учитывая мои рекомендации, так как возраст пока не позволяет самостоятельно правильно оценить возможности друг друга.

На уроках и во внеурочных занятиях я стремлюсь к тому, чтобы все мероприятия и уроки были организованы так, чтобы включались чувства детей, а это соответствующая музыка, живопись и эмоциональная подача материала. Знакомство с историей города проходит как на классных часах, так и на уроках Севастополеведения. Работа по формированию коллектива не ограничивается только стенами школы. Составлен и выполняется план посещения музея Черноморского флота, ведется работа с экскурсоводами, которые в интересной форме дают ребятам нужную информацию, правильно дозируя ее объемы. В первом классе ребята познакомились именами адмиралов, чьи имена носят их команды, с историей основания города. Во втором классе каждая команда готовила и представляла проекты: «Адмирал, имя которого носит моя команда», «Известные памятники основания и первой обороны города». К Дню Победы мы планируем посетить мемориальный комплекс «Сапун-гора», 9 мая пройти в колонне памяти, также мы начинаем работу над проектом «Имена героев Сталинграда». Я считаю, что этот проект очень важен, так как улица, на которой находится наша школа – проспект Героев Сталинграда. Воспитательная работа рассчитана на весь период обучения в начальной школе.

К концу четвертого класса мне бы хотелось, чтобы мои ученики знали биографии Павла Степановича Нахимова, Михаила Петровича Лазарева, Владимира Алексеевича Корнилова, Владимира Ивановича Истомина, Александра Васильевича Суворова, Федора Федоровича Ушакова, их заслуги перед Отечеством, имели представление об эпохе, в которой жили эти адмиралы, знали памятники, поставленные этим людям в городе, а также площади и улицы, названные их именами, умели поделиться своими знаниями с окружающими. Я надеюсь, что у моих учеников чувства любви к Родине, к родному городу, к его героической истории, уважение к минувшим дням и желание быть похожими на своих предков не будет пустым звуком.

Я стремлюсь к тому, чтобы ребята по завершении начальной школы были социально адаптированными, ответственными, уважающими старших и одноклассников, умеющими любить труд и понимать его ценность.

29.10.2018 08:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!