СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация приемов и методов мнемотехники на уроках немецкого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память – одна из удивительнейших способностей человека. И для ее развития существует немало приемов и способов. Одним из таких приемов является мнемотехника.

Мнемотехника, или мнемоника, (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника, по истине, считается искусством памяти. И это искусство имеет длительную историю (оно существует приблизительно две тысячи лет).

Мнемотехника имеет в своем арсенале множество различных приемов, помогающих в изучении иностранного языка, а именно: облегчает запоминание слов, помогает в быстром усвоении различных грамматических конструкций.

"Фокус" заключается в том, что только повторение по памяти дает эффект быстрого и качественного закрепления новых слов. Когда человек повторяет, глядя в учебник, это называется не повторением, а повторным восприятием информации. Мнемотехника четко разделяет эти два процесса. В мнемотехнике повторением называется воспроизведение информации исключительно по памяти. Привычное для всех повторение и мнемоническое повторение - это совершенно противоположные процессы. При повторном восприятии информации из учебника - информация поступает в мозг. При припоминании (по памяти) - информация генерируется мозгом, то есть, выводится из мозга.

Если вы заранее не сформировали систему вспомогательных опорных образов, то процесс равномерного повторения (припоминания) большого количества новых слов и фраз - невозможен. Наличие в памяти системы опорных образов, на которые фиксируется новый учебный материал, дает возможность реализовать на практике принцип интенсивного обучения. Интенсивное обучение подразумевает непрерывные занятия иностранным языком в течение всего дня.

Запоминание новых слов. Запоминание новых слов урока выделяется мнемотехникой в первостепенную задачу. Рекомендуется не изучать урок до тех пор, пока слова не будут качественно закреплены в памяти. И это логично. Вы ведь не поймете материал урока, если не знаете слов. А если вы приступите к изучению урока после закрепления слов, то большинство упражнений урока можно смело пропустить. Вам покажутся довольно глупыми такие задания, как, например, соединить стрелочками немецкие слова и их русские аналоги. Технология фиксации в памяти новых слов урока следующая: сначала вы запоминаете не русские слова, и не немецкие слова. Сначала вы запоминаете смысл слов. Это зрительные образы, которые обозначаются словами. Как бы разные люди не называли образ "машина", все они представляют в воображении один и тот же образ. Язык образов - един для всех. Мнемотехника учит быстро кодировать в образы любые части речи. Не только существительные, но и предлоги, наречия, глаголы, прилагательные.

Значения слов (в виде зрительных образов) фиксируются на заранее подготовленной системе опорных образов. Следующая задача - запомнить новое название для "старого" образа. То есть, дальше следует этап запоминания произношения. Произношение запоминается комбинацией трех методов:

Многократное прослушивание слова. Первый - очень простой, но требует обязательного использования цифрового повторителя. Вы активизируете в памяти очередной образ-значение, многократно прослушиваете звучание слова, удерживая в воображении образ-значение. Для этих целей весьма полезно сделать специальную запись, на которой будут записаны только новые слова урока. Казалось бы, слишком простой способ. Но при контрольном припоминании, когда вы воспроизводите вспомогательные образы и зафиксированные на них образы-значения, подавляющее большинство новых слов вспоминается. Вы активизируете в воображении образ машины, и в вашем сознании появляется звучание der Wagen.

Прогнав в памяти все образы, вы проверяете, к каким образом произношение прилипло само (при многократном прослушивании), а к каким нет. Слова, которые не запомнились сами, отмечаются. И их произношение фиксируется в памяти другими методами, с помощью вспомогательных образов, подсказывающих произношение.

Слова, похожие по звучанию. Один из них - это разбивка звучания слова на части и подбор похожих по звучанию русских слов.

Закрепление новых слов в памяти. После первичного запоминания очередной порции новых слов урока, следует отложить учебник и приступить к закреплению новых слов в памяти. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что вы можете последовательно и без подсказок воспроизвести все слова. Прослушивание фонограммы при запоминании гарантирует правильное воспроизведение произношения по образам, подсказывающим произношение.

В течение 3 - 4 дней "захваченные" в память слова прорабатываются в воображении в любое свободное время. Упражнения разные. Это и последовательное воспроизведение слов, быстрое воспроизведение последовательности, воспроизведение слов в случайном порядке, составление словосочетаний и фраз. Конечная цель - одна: образовать устойчивую (рефлекторную) связь между образом-значением и его названием на иностранном языке. После образования такой связи, вспомогательные образы-подсказки становятся ненужными. Становятся ненужными и образы, первоначально обеспечивающие фиксацию последовательности слов.

После закрепления слов в памяти, иностранное слово понимается автоматически (в воображении рефлекторно возникает зрительный образ). Образование рефлекторной связи между образом и его новым названием тестируется по скорости узнавания слов, следующих в случайной последовательности. Скорость должна быть высокой. Примерно два слова за секунду.

Только после качественного запоминания новых слов урока, можно приступать к проработке содержания самого урока. Так как в уроке всё становится понятным, сам урок прорабатывается с большим удовольствием и интересом.

Новые немецкие слова можно запомнить с помощью метода «Ключевое слово». Этот способ очень простой и заключается в следующем: к немецкому слову нужно подобрать слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию.

Например, нужно запомнить слово Brille (очки). Алгоритм реализации данного метода следующий:

  1. Ищем ключевое слово. Для этого закрываем глаза и несколько раз повторяем слово Brille. Какое слово из русского языка оно Вам напоминает? Кажется, очень похоже на «бриллиант». Это слово и будет ключевым.
  2. Представляем ситуацию. Это значит, нужно придумать мини-историю, в которой будут взаимодействовать ключевое слово (в нашем случае - бриллиант) и слово-перевод (в нашем случае - очки). Например: Вам сделали неслыханной щедрости подарок: ОЧКИ, но не простые и даже не золотые, а БРИЛЛиантовые. Точнее, вместо стекол вставлены два огромных бриллианта.
  3. Мысленно создаем картинку, которая отображает придуманную ситуацию. Визуализируйте эти бриллиантовые очки, представьте их в деталях. Какая у них будет оправа? А как будут выглядеть бриллианты? Красиво, не правда ли?

87% учащихся ответили, что на их взгляд мнемотехника является эффективной, и 13% - нет. Мы получили следующие результаты: 87% учащихся выполнили задание без ошибок. Одну ошибку допустили 6%, и пять ошибок – 6%. Стоит отметить, что все учащиеся справились с заданием.

Метод «Парное запоминание» как эффективный способ запоминания артиклей. Изначально данный метод используется как метод для запоминания иностранных слов. Представьте, что Вам нужно запомнить одну пару слов: Телевизор – стол. Это просто два не связанных друг с другом слова. Конечно, запомнить их на короткое время не составит труда. Однако наша задача заключается в том, чтобы сохранить их в памяти надолго. Для этого нам нужно будет сделать 2 шага:

  1. Связать друг с другом слова. Сделаем мы это с помощью такого предложения: Я вижу огромный стол, на котором стоит телевизор.
  2. Визуализировать предложение. Это значит, нужно придумать к нему яркую картинку. Представьте себе совершенно конкретные стол и телевизор.

Как использовать метод для запоминания немецких артиклей?

По сути, немецкое существительное и артикль – это тоже 2 слова. Только одно из них – артикль – невозможно себе представить в картинке, т.к. оно не имеет никакого смысла. Главная задача – заменить артикль понятным словом – образом.

Выберем образы для артиклей:

  • Der – артикль мужского рода, значит, нужно заменить его на образ, который ассоциируется с мужественностью. Это может быть сильный мужчина или лев.
  • Die – артикль женского рода. Скорее всего, это будет образ хрупкой девушки.
  • Das – артикль среднего рода. Найти образ для данного артикля немного сложнее. Это должно быть что-то нейтральное, что не напоминает ни о мужском, ни о женском роде. Например, море.

Пример: Ваша задача – выучить род существительного das Glas (стакан). Делаем следующие шаги:

  1. Замена. Заменяем артикль das на символический образ – образ моря.
  2. Взаимосвязь. Строим взаимосвязь между словами стакан – море при помощи предложения: стакан плавает в море.
  3. Визуализация. Представляем ситуацию в картинке.

В Вашей памяти должна хорошо закрепиться эта ситуация. Каждый раз, когда Вы будете иметь дело со словом Glas, перед глазами должна появиться картинка с плавающим в море стаканом. «Ага, стакан в море, значит, он среднего рода», - подумаете Вы и порадуетесь своей хорошей памяти. Вы можете выбрать любые образы для артиклей. Главное, всегда использовать одни и те же образы.

93% учащихся ответили, что на их взгляд мнемотехника является эффективной, и 7% - нет. Однако мы получили следующие результаты: без ошибок работу выполнили только 13% учащихся, с одной ошибкой с заданием справились 26%, и две ошибки допустили 13%. В общем, 80% учащихся справились с заданием более чем на 50%. И только 20% учащихся, которые допустили более 7 ошибок, справились с заданием меньше чем на 50%.

Помимо всего того, о чем шла речь выше, большое внимание в педагогической деятельности уделяется мнемосимволам. Они служат дидактическими материалами для развития у детей связной речи.

Если говорить непосредственно об учащихся младших классов, то применительно к ним можно использовать определенную схему, основанную на мнемотехнических приемах. Польза такой схемы заключается не только в том, что дети учатся облегченным способом учить слова иностранного языка, но и составлять короткие предложения, а из них мини-рассказы. При помощи наглядных образов, включенных в эту схему, ребенок учится составлять последовательный коротких рассказ, состоящий, например, из 3-4 предложений (в эту схему может быть включено любое количество ячеек, определяющих как количество предложений, так и количество логических связей в мини-рассказе). Количество этих ячеек определяется задачами, целями и замыслами преподавателя.

Разберем более подробно одну из таких схем на конкретном примере.

Ребенку задаются 4 вопроса:

  1. Was ist es?
  2. Wo kann es wohnen?
  3. Ist es klein oder groß?
  4. Wie ist es?

Естественно, ребенок потратит определенное количество времени, для того понимания, запоминания и усвоения каждого мнемосимвола. После этого ребенок, последовательно отвечая на каждый из поставленных вопросов составляет свой мини-рассказ (предложенную схему можно использовать для изучения и составления мини-рассказов по разным темам).

В данном случае деятельность преподавателя направлена на развитие монологической речи. Но при помощи той же самой схемы можно использовать и в качестве средства развития диалогической речи, т.е. вопросы схемы задаются не преподавателям, а дети работают друг с другом в парах.

При помощи данного мнемотехнического приема детей можно учить описывать любые предметы.

На основе проделанного исследования можно с уверенностью сказать, что использование мнемотехники при обучении иностранным языкам оправданно. Многочисленные исследовательские работы в этой области подтверждают практическую значимость мнемотехники, в различных областях жизни, науках, включая и методику преподавания.

Категория: Немецкий язык
23.09.2018 22:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!