СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ребенок не любит школу. Что делать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нелюбовь – не лень и не скука, но куда более серьезный недуг. Победить его можно лишь с помощью хорошего антидота. И, хотя панацеи от нежелания ходить в школу нет, есть методы, эффективность которых неоднократно подтверждалась опытным путем. Сегодня мы подготовили список лучших из них.

Конструктивная проблематизация

Все знают, что лечить нужно болезнь, а не симптомы. Однако сколь сложно порой врачу установить диагноз, столь же непросто родителю докопаться до истинной причины отторжения школы ребенком.

Детский и подростковый психолог Беатрис Коппер-Руае советует родителям научиться отличать обычную тревогу от тревожности, школьного невроза. Так, эпизодическое беспокойство перед, например, контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание посещать школу. В последнем случае ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, каждый вечер он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Она для него в первую очередь – постоянный источник стресса. Нередко у школьников «болит горло» или «поднимается температура», что не всегда хитрая симуляция – при сильной тревожности все симптомы проявляются на самом деле. Как бы ни был силен страх перед школой, тем не менее большинство детей не может объяснять, в чем дело.

Как найти очаг школьной фобии?

У младших школьников чаще всего возникают проблемы с социальной адаптацией. Это естественно, ведь каждому из нас немного некомфортно в незнакомой обстановке, а ребенку, выросшему в «тепличных», домашних условиях – тем более. Он чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями. В этом случае нужно активно заниматься социализацией, моделируя ситуации, в которых ребенок сможет проявить самостоятельность. Также немаловажную роль играет страх не оправдать ожидания родителей. Ребенок может расстраиваться даже из-за незначительных неудач – оставленной дома сменке, случайных клякс. Важно не предъявлять завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза.

Период адаптации в данном случае длится от месяца до полугода, и после уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй распространенной причиной появления фобии становится переход в старшие классы, когда ребенок входит в период психофизиологического созревания. Спектр причин в этом случае разнообразен. Так, если страх наказания за низкие оценки будет подкрепляться тревогой родителей и их напоминаниями о том, сколь важно сразу после школы поступить в престижный вуз, ребенку в скором времени не захочется учиться вовсе – для того чтобы избавить себя от стресса и перегрузки. Неизбежные же подростковые комплексы будут усугубляться травлей одноклассников, упреками педагогов о внешнем виде и вызывать стыд и страх.

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания. Некоторые дети действительно в состоянии самостоятельно справиться с проблемой и адаптироваться к ситуации, найдя свое место в школьной жизни. Однако большинству нужна помощь.

Как помочь ребенку?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право. Не давите и не манипулируйте, не запугивайте и не пытайтесь убедить школьника в том, что школа – благо. Присмотритесь к своему ребенку. Сейчас вы не можете понять его нелюбовь и, возможно, вы даже считаете, что он притворщик. Но все же давайте допустим, что для него находиться в школе действительно болезненно. Как помочь ему? Как разобраться в причине или же комплексе причин тревоги?

Следующий после принятия этап – этап конструктивной проблематизации, а именно диалога со школьником. Выясните, почему у ребенка нет желания ходить в школу. Порой именно этот этап – всего сложнее, так как дети боятся столкнуться с неодобрением родителей, с разочарованием и даже отречением. Они также опасаются негативных последствий. Например, если школьник подвергается травле в коллективе, его резонно будет страшить предание огласки ситуации, ведь это может разъярить агрессоров и вызвать новую волну буллинга.

Прежде чем рассказать о своих проблемах, ребенок должен почувствовать уверенность в том, что он, во-первых, не потеряет любовь родителя, а, во-вторых, сможет рассчитывать на поддержку. Обеспечьте своего ребенка защитой, дайте ему понять, что вы всегда будете на его стороне и придете на помощь. Сделайте акцент на том, что проблемы, о которых он говорит, решаемы, но только действуя вместе вы сможете решить их. Не пренебрегайте помощью школьного психолога, не бойтесь обращаться с вопросами о ходе учебного процесса к администрации школы. Помните, что родители — про любовь, а не про требования, родители – это главная опора ребенка.

Искусство любви

В своем труде «Злая мудрость» философ Фридрих Ницше писал: «Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь».

Свобода и сила (сила как уверенность и влияние) доступны человеку через знание. Образованные люди – люди больших потребностей. Они стремятся к повышению качества жизни, требуют многого не только от себя, но и от окружающего мира.

Современные школьники знают, как может быть и что бывает по-другому. По словам педагога Димы Зитцера, сегодня дети «все меньше и меньше готовы к бездумному выполнению чужой воли». «Они, на мой взгляд, более гибкие. Они лучше формулируют, чего хотят. Более открыты для взаимодействия», – говорит он в одном из интервью.

Не один Дима замечает, что меняются люди, их ценности и поведение. По мнению большинства преподавателей, к изменениям привела техническая революция. Технологии изменяют систему государственного управления, привычки потребления и анализа информации. Дистанционное обучение открыло широкие возможности личностного роста.

Сейчас электронные дневники, виртуальные лаборатории, интерактивные уроки и курсы современной педагогики для учителей только начинают свой синтез с российской школьной программой. Педагог и психолог Людмила Петрановская считает, что отечественная школа на данный момент живет позавчерашним днем. «Уже сегодня 95 % того, что учат дети в школе, на что там тратятся их время и силы, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее, – заявляет она на одной из лекций. – Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про то, что время – идет, а жизнь – меняется». Повсеместно в мире разрабатывают и внедряют новые системы, потому как становится ясно, что невозможно по-старому. И российские школы – не исключение.

Поскольку перестройка займет не год и не два, детям так или иначе придется мириться и уживаться с атавизмами и рудиментами школы. Что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку? Выбрать хорошее учебное заведение и принимать активное участие в жизни сына или дочери. Также в условиях во многом отстающей школьной системы необходимо напоминать школьнику, что:

1. Образование - это услуга, а школа - это ресурс

Сегодня многие учебные заведения имеют «кодекс чести» или «устав» учащегося со сводом прав и обязанностей. Последних, к сожалению, заметно больше, и о них детям не дают забыть. Задача родителя – не менее рьяно блюсти свободы ребенка и его право использовать ресурсы организации в полной мере. Школа требует, но школа также и отдает – это важно не только объяснить ребенку, но и научить его претендовать. Претендовать на информацию, смело задавая вопросы, претендовать на уважение личности и доброжелательную атмосферу во время учебы. Проведите для своих детей правовой ликбез. Как когда-то вы просили выучить адрес проживания на случай экстренной ситуации, так и сейчас попросите их запомнить свои права. Полноценная школьная программа, объективная оценка знаний, неприкосновенность личных вещей – аккредитованное учебное заведение гарантирует предоставление этих и других благ своим подопечным. Очень важно говорить с детьми о «зачем» о прагматизме обучения в школе. Умению грамотно формулировать запрос и получать желаемое можно обучиться, только если вы изначально понимаете, что вам необходимо. Современные школьники, как уже говорилось выше, с этой задачей справляются. В силу тех или иных обстоятельств осознанность и целеустремленность свойственны поколению Z.

Напоминайте своим детям, что, как бы ни был порой тяжел учебный процесс, он никогда не враждебен. Школьные, районные, городские, всероссийские олимпиады, например, служат подспорьем при поступлении в вузы. Кроме того, они объединяют заинтересованных в единое сообщество, группу единомышленников. Школа дает возможность не только узнать много интересного о дисциплинах, но также знакомит с широким кругом людей, позволяет пробовать себя в различных направлениях, раскрывать и развивать индивидуальные таланты, принимать участие во всевозможных активностях.

Школа – это ресурс. Его нужно использовать, брать для себя необходимое, перерабатывать в энергию, опыт и связи.

2. Школа - это инструмент

Дети нередко воспринимают учебу как повинность. Ранние подъемы, специальная форма, домашние задания, расписание каждого дня на полгода вперед – во всем этом мало свободы, мало творчества и, как следствие, мало любви.

Для того чтобы любовь к школе не стала похожа на стокгольмский синдром, необходимо давать ребенку выбор. Выбор той же самой формы (ведь возможны разные комбинации), выбор, с какого предмета начать делать домашнее задание, чем заниматься углубленно и чем не заниматься. Ходить на кружок по пению, рисованию или танцам, сменить за один год пять секций – только так, доверяя своим желаниям и экспериментируя, человек учится совершать осознанный выбор.

Как любым инструментом, школой необходимо уметь пользоваться. Ребенку нужно рассчитывать время на подготовку к занятию, понимать, что нужно сделать качественно, а что можно просто сделать. Контроль и подчинение системе не должно переноситься из школы в домашние реалии. Детство – самая незащищенная и зависимая пора человека. Это время, когда любой, лишь потому, что он больше в размере, может приказывать. Поэтому дом всегда должен оставаться тылом, быть местом, где можно побездельничать, полежать, глядя в потолок, не получая осуждения. Детям, как и взрослым, важно самим принимать решение, не быть постоянно только ведомыми. Прежде чем отчитывать и давить на ребенка, подумайте о том, что ваше чадо не станет аутсайдером из-за нескольких плохих оценок, а из-за гиперопеки и тотального родительского контроля – вполне возможно. Соблюдайте правило «оптимальной фрустрации»: не пускайте ситуацию на самотек, но и не будьте чрезмерно требовательны.

В двадцать первом веке один из основных навыков – знать, где посмотреть. Сейчас способов взаимодействия с информацией у нас все больше и больше, эти способы активно исследуются и применяются в образовании. Корить своего ребенка за то, что он не может запомнить даты сражений, стихотворения и законы физики, можно. Но стоит ли? Сколько времени уходит на то, чтобы узнать эту информацию? Несколько секунд и браузер назовет точную дату рождения Байрона. Так происходит сейчас, но следующие поколения будут жить в еще более продвинутом мире. Поэтому как детям, так и родителям важно уметь расставлять приоритеты, важно учиться гибкости, приспособляемости к каждодневно меняющейся действительности, что-то оставлять в прошлом, а к чему-то пророчески подталкивать.

Школа – это хороший инструмент самоопределения и самопознания, а образование – приобретения благ и возможностей для улучшения условий жизни. Смотрите на своего ребенка в перспективе, и тогда, может быть, у вас получится подготовить его к жизни в сегодняшнем дне.

3. Школа - это отношения

Все мы знаем, что школа – это социальный институт. Известный педагог Дж. Дьюи говорил, что «школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть. Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество».

Через школьников меняется система. Приходят новые дети с новыми требованиями, которые школа учится удовлетворять. Вместе эти дети способны сформировать другое общество, вывести иные способы взаимодействия в социуме, иные категории прав.

Жизнь в коллективе налаживает механизм общения: будучи ограничены учителями и одноклассниками, школьники вступают во взаимоотношения с разными, как похожими, так и непохожими на них людьми, учатся выстраиванию и отстаиванию своих границ и интересов, а также уважению чужих.

К сожалению, классическая система образования предлагает подготовку к жизни вместо жизни. Учебные заведения настаивают детей, будто они коллекционное вино, обещая насыщенную и настоящую жизнь потом, после школы. Мотивация базируется на будущем, в то время как должна твердо стоять на настоящем.

Не приучайте ребенка жить ожиданием. «Тому, кто долго ждет чего-то, лучше зафиксировать, что именно он ждет», - сказал один современный прозаик. У каждого ребенка жизнь прямо сейчас яркая и настоящая. Детей не волнует потом. У них есть сейчас, и это сейчас ничуть не менее ценно, чем далекое потом.

27.01.2019 01:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!