СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
9 ноября 2018 года на базе МКДОУ № 9 компенсирующего вида г. Ефремова состоялась региональная педагогическая мастерская для руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Тьюторское сопровождение в системе инклюзивного образования».
В ходе региональной педагогической мастерской были рассмотрены следующие вопросы:
1. Организация доступной среды и тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.
2. Тьюторское сопровождение как ресурс процесса индивидуализации: реализация индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Особенности тьюторского сопровождения ребенка-инвалида со сложным (комбинированным) дефектом в дошкольной образовательной организации.
4. Взаимодействие тьютора с педагогами дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивной практики.
5. Особенности работы тьютора с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
В работе региональной педагогической мастерской приняли участие 56 человек: руководители и педагоги образовательных организаций, осуществляющих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалисты ПМПК.
Открыла работу Региональной педагогической мастерской, Баранова Галина Анатольевна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО", кандидат педагогических наук, доцент.
В ходе региональной педагогической мастерской выступили:
1. Васильева Наталья Владимировна, заведующий МКДОУ № 9 компенсирующего вида, г. Ефремов; Щепетинникова Ирина Витальевна, зам. заведующего по ВМР МКДОУ № 9 компенсирующего вида, г. Ефремов. Васильева Наталья Владимировна выступила с докладом "Организация доступной среды и тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида".
2. Майорова Ольга Владимировна, педагог-психолог МКДОУ № 9 компенсирующего вида, г. Ефремов. Ольга Владимировна выступила с докладом "Особенности организации тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности".
3. Козьякова Оксана Валентиновна, учитель-логопед, тьютор МБДОУ «ЦРР д/с № 4», г. Тула. Оксана Валентиновна выступила с докладом «Организация тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях МБДОУ «ЦРР д/с № 4» г. Тулы.
4. Эргеева Галина Дмитриевна, воспитатель МКДОУ № 9 компенсирующего вида, г. Ефремов. Галина Дмитриевна выступила с докладом «Особенности работы группы «Особый ребенок» – сегодня» в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида».
5. Макарова Инна Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ № 9 компенсирующего вида, г. Ефремов. Инна Викторовна выступила с докладом "Реализация индивидуального образовательного маршрута в ходе музыкальных занятий как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья".
6. Гребенкина Виктория Сергеевна, тьютор МКДОУ № 9 компенсирующего вида, г. Ефремов. Виктория Сергеевна выступила с докладом «Взаимодействие педагога и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках тьюторского сопровождения".
7. Бобровская Мария Николаевна, тьютор МКДОУ № 9 компенсирующего вида, г. Ефремов. Мария Николаевна выступила с докладом "Взаимодействие тьютора с педагогами дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивной практики".
На региональной педагогической мастерской специалистами дошкольной образовательной организации были показаны фрагменты занятий с использованием специального оборудования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Была организована выставка дидактического материала, используемого в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Всем участникам региональной педагогической мастерской были предоставлены информационно-методические материалы в электронном варианте.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятельном передвижении, адаптации в детском коллективе ребенку предоставляется «тьютор», который реализует сопровождение не только в режимных моментах, но и на занятиях, в видовой деятельности.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.
Тьютор – это: наставник, посредник; человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).
Работа тьютора состоит в том, чтобы обеспечить ребенку помощь, поддержку и стимул, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в школе при постоянно изменяющейся ситуации общения.
В течение дня ребенок выполняет самостоятельную работу, учебную деятельность в группах, игровое и дружеское взаимодействие. В то же время некоторые виды деятельности для ребенка с ОВЗ представляют определенную сложность.
Задача тьютора - вести, стимулировать, поддерживать, служить примером, ограждать от неприятностей и служить посредником между ребенком и окружающей действительностью.
Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
- психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними;
- наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров;
- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной организации. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
- Создание комфортных условий для нахождения в образовательной организации: конкретная помощь и организация доступа в ДОО, в группу; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
- Работа с педагогическим коллективом, родителями, воспитанниками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
- Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОО, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
В образовательном процессе ДОО тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья выполняет следующие функции:
- совместно с методистом и воспитателем, при участии родителей (законных представителей) ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке для ребенка (детей);
- создает развивающую среду в рамках коллектива группы;
- обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ИОП, включающего развивающие занятия по подготовке к школе;
- взаимодействует с психологом ДОО, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по вопросам эффективности своей работы и решению проблем;
- осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями в группе;
- адаптирует учебную программу на занятиях по подготовке к школе под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательными потребностями;
- по необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании (туалет, перемещение по помещениям ДОУ, питание);
- осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь;
- ведет дневник наблюдений;
- при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с ребенком с ОВЗ.
Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:
- организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места; места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
- выявление тьютором и учителем (воспитателем) зон ближайшего развития ребенка с ОВЗ, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптации учебного материала, учебных пособий.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий, наиболее соответствующих природе и содержанию тьюторского сопровождения:
- портфолио;
- проектной технологии;
- информационных технологий;
- технологии консультирования.
Тьютор вправе использовать любые воспитательные и образовательные технологии, приемлемые для него лично и эффективные с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения.
Результатами работы тьютора в инклюзивной школе (детском саду) являются:
- адаптация ребенка к среде школы (сада), изменение поведения ребенка;
- развитие коммуникативных способностей ребенка;
- динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка.
Фиксация результатов работы тьютора отражается: в портфолио ученика; в дневнике наблюдений тьютора.
Итак, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство ДОО, школы.
© 2018, Баранова Галина Анатольевна 734