СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный мастер-класс «Создание в дошкольной образовательной организации образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Нажмите, чтобы узнать подробности

24 апреля 2019 года на базе ГОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино, Тульская область, состоялся региональный мастер-класс для руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, «Создание в дошкольной образовательной организации образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

В ходе регионального мастер-класса были рассмотрены следующие вопросы:

1. Организация образовательной среды в ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья».

2. Проектная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Развитие изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредствам нетрадиционных техник рисования.

4. Современные педагогические технологии в работе педагога – психолога с детьми со сложной структурой дефекта.

5. Развитие мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта на занятиях учителя – дефектолога.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных дидактических пособий.

7. Организация непрерывной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию и театрализованной деятельности на тему «Веселый оркестр».

8. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка со сложной структурой дефекта.

В работе регионального мастер-класса приняли участие 59 человек: руководители и педагоги образовательных организаций, осуществляющих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалисты ПМПК.

Открыли региональный мастер-класс: Баранова Галина Анатольевна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула; Самошкина Оксана Васильевна, заведующий ГОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино.

Баранова Галина Анатольевна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула.

Участники регионального мастер-класса «Создание в дошкольной образовательной организации образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Борисова Анжелика Николаевна, зам. заведующего ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино.

Амелина Елена Александровна, музыкальный руководитель ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино.

Мастер-класс Амелиной Елены Александровны по проблеме "Организация непрерывной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию и театрализованной деятельности на тему «Веселый оркестр»".

Половинкина Татьяна Николаевна, воспитатель ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино. Половинкина Татьяна Николаевна выступила с докладом «Развитие изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредствам нетрадиционных техник рисования».

Фомичева Инна Владимировна, воспитатель ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино.

Бабанина Ирина Алексеевна, учитель-дефектолог ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино. Бабанина Ирина Алексеевна выступила с докладом «Развитие мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта на занятиях учителя – дефектолога».

Чернецова Кристина Александровна, педагог-психолог ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино. Кристина Александровна выступила с докладом «Современные педагогические технологии в работе педагога – психолога с детьми со сложной структурой дефекта».

Тюрина Марина Георгиевна, воспитатель МБОУ «Центр образования № 29», г. Тула. Марина Георгиевна выступила с докладом «Проектная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Исакова Ирина Николаевна, воспитатель ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино. Ирина Николаевна выступила с докладом «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка со сложной структурой дефекта».

Амелина Ольга Михайловна, учитель-дефектолог ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино. Ольга Михайловна выступила с докладом «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных дидактических пособий».

Участники регионального мастер-класса «Создание в дошкольной образовательной организации образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Создание в дошкольной образовательной организации образовательной среды,

способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОО условий для успешной социализации воспитанников. Особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетентности и социальных навыков. Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Процесс социализации детей с ОВЗ также происходит, прежде всего, через образовательную деятельность, посредством которой осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей подбираются свои методики и технологии образовательной деятельности, позволяющие активизировать позитивные факторы социализации и нейтрализовать негативные. Педагогическая инновационная технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, способствующих развитию образовательного процесса. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Инновации в образовательной деятельности ДОО осуществляются через внедрение педагогических технологий. Главная направленность при подборе педагогических технологий – качественное обновление педагогической деятельности по социализации детей с ОВЗ, главное условие – соответствие целям и задачам АООП ДОО.

Принципы внедрения технологий:

Принцип сочетания традиционного и инновационных технологий в организации педагогического процесса, который отражается в следующих требованиях: сохранение и развитие традиций образовательной организации; сохранение и распространение нового педагогического опыта; соответствие содержания инноваций целям развития дошкольной образовательной организации, способностям и потребностям педагогических кадров.

Принцип развития инновационной среды предполагает формирование в дошкольной образовательной организации норм отношений, стимулирующих использование инновационных технологий в образовательном процессе. Этот принцип требует: создания режима наибольшего благоприятствования для развития инновационного потенциала педагогов; систематизации инноваций в соответствии со стартовым потенциалом, уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности.

Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития профессионально-педагогического потенциала компетентности педагогов предполагает: диагностику готовности педагогов к инновационной деятельности; определение и использование индивидуально-дифференцированных способов развития профессионально-педагогической компетентности педагогов; стимулирование и поддержку инновационной активности педагогов в образовательной деятельности.

Принцип развития творческой самостоятельности педагога - предполагает создание в дошкольной образовательной организации условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности. Этот принцип отражает следующие требования: предоставление права каждому педагогу осуществлять самостоятельно поиск педагогических средств, которые в большей степени соответствовали бы его профессиональным интересам, личностным качествам, его индивидуальному стилю деятельности; оценивание эффективности деятельности педагога осуществлять по процессуальным и результативным критериям.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

Наличие в дошкольной организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

- наличие в ДОО или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Функции образовательной среды ДОО.

Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с программой ДОО.

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Предметно – развивающая среда ДОО как условие успешной социализации ребёнка дошкольника.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольной организации предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.

Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образова­тельной организации является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про­явлением непосредственной детской пытливости, любознатель­ности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка по­знавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на­копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, ри­сунках, поделках.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на разви­тие личности ребенка и осуществляется через решение задач, ос­нованных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; пред­полагает перспективу саморазвития ребенка на основе познава­тельно-творческой деятельности.

26.04.2019 01:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!