СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации к выполнению №25 ЕГЭ история

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2016 г. В структуре ЕГЭ по истории появилось задание № 25 – историческое сочинение по одному из периодов отечественной истории. За это задание в 2020 г. Дается 12 баллов из 56, т.е. практически 21% всех баллов. Таким образом, нельзя упустить шанс написать хорошо историческое сочинение.

В настоящее время в интернете масса информации о том как писать и что писать в сочинениях. Иногда такого рода советы дают те, кто не работал в школе, не готовил учащихся к ЕГЭ. В настоящем обзоре я попытаюсь систематизировать всю имеющуюся информацию и рассказать о последовательности выполнения действий при написании сочинения.

На ЕГЭ предлагается на выбор три периода соответствующие разным историческим эпохам:

1-й период – это 9-17 вв

2-й период – конец 17-конец 19 (начало 20 в.)

3-й период – начало 20 в. – 1990-е гг.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории ;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (процессами, явлениями), охарактеризовать роль каждой личности в событиях (явлениях, процессах) данного исторического периода России;

- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного исторического периода.

Оценивание исторического сочинения проходит по определенным критериям (всего их 7). Кроме того, в сочинении необходимо помимо исторических личностей и исторических фактов привести (или) мнение историков, дать историческую оценку значимости данного периода для истории России.

Таким образом, если соответствовать критериям, а их всего семь (по которым эксперты оценивают работу), необходимости раскрыть то количество событий, личностей и причинно-следственных связей, историческое сочинение должно состоять не менее чем из 6 блоков:

1 блок – вступление, которое содержит характеристику периода с ключевыми событиями и личностями, характеристику исторических процессов.

2 блок – характеристика первой исторической личности и ее роли в историческом процессе России.

3 блок – характеристика второй исторической личности и ее роли в историческом процессе России.

4 блок – первое событие, с причиной его вызвавшей и результатом или следствием этого события для дальнейшей истории государства.

5 блок – второе событие, с причиной его вызвавшей и результатом или следствием этого события для дальнейшей истории государства.

6 блок – заключение, в котором необходимо дать общую оценку периода с опорой на исторические факты и (или) мнение историков.

Блоки 2,3 и 4,5 можно менять местами, но при этом помнить, что при характеристике личности нельзя использовать события, которые вы будете раскладывать на причины и следствие. Балы в данном случае теряются, так как будут учтены в характеристике личности.

Кроме того, один из критериев проверяет правильность и корректность использования исторических терминов, понятий. Первоначально их необходимо было раскрывать, но тенденции последних лет свидетельствуют об отсутствии такого требования - только их корректное и правильное использование в контексте исторического сочинения.

Одним из критериев, по которому эксперты могут снизить вам оценки за сочинение – это К6 (наличие фактических ошибок). В 2020 г. Этот критерий оценивается в 3 первичных балла. И необходимо постараться не допускать такого рода ошибок (это могут быть личности и события не из данного периода, неправильное название документа, неправильная дата, результат и причина со следствием, инициалы в имени той или иной личности). Поэтому следует особенно осторожно использовать в сочинении те вещи, которые вызываю сомнение или в которых учащийся не уверен.

Это были общие рекомендации, которые предназначались в качестве первичного представления предстоящей на ЕГЭ по истории работы над заданием № 25.

А теперь более конкретные рекомендации для получения баллов по критериям К2 (исторические личности и их роль в указанных событиях данного периода. Под ролью исторической личности следует понимать ее конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности исторического деятеля. Особо следует обратить внимание на использование глаголов действия (примеры ниже) и не использовать так называемые «биологические» глаголы (родился, умер, женился, заболел…).

Пример неверного раскрытия роли исторической личности:

  1. Ярослав Мудрый разгромил печенегов
  2. Иван 3 сыграл решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы
  3. Степан Разин возглавил восстание
  4. П.А.Румянцев участвовал в Семилетней войне
  5. Дмитрий Донской командовал русским войском
  6. Л.И.Брежнев руководил страной

Пример верного раскрытия роли исторической личности:

  1. Дмитрий Донской выбрал выгодное для русской армии место сражения, удачно расположил засадный полк, который в решительный момент, вступив в бой, переломил исход Куликовской битвы.
  2. И.И.Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя.
  3. М.И.Кутузов принял решение оставить Москву после военного совета в деревни Фили.
  4. Николай 2 отрекся от престола, подписав «Манифест об отречении»
  5. Н.С.Хрущев выступил на 20 съезде КПСС с докладом о культе личности И.В.Сталина
  6. А.И.Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича». Кроме того, необходимо подчеркнуть его личное участие в событиях. Для этого необходимо дать характеристику деятельности исторической личности в правильном контексте, поскольку вне его «активный» глагол может утратить свою функциональную роль. Примеры таких «активных» глаголов : Инициировал, разработал, принял решение, низложил, подавил, написал, нарисовал, утвердил на посту, критиковал, опровергал, издал указ, изменил порядок, отрекся от престола, доказал, организовал оборону, изобрел, разработал, учредил, сослал, провел реформу, сформировал, завоевал, добился и пр. Затем, говоря о роли личности в событии (явлении и процессе), можно использовать клише: - его действия привели к …… - благодаря этой политике …… - значение деятельности этого руководителя(князя, царя, полководца) заключается в том, что он …. Эти фразы будут своего рода выводом по роли личности в этот период. Критерий К3 (причинно-следственные связи). Для того, чтобы получить баллы по этому критерию необходимо совершенно четко и точно знать какое то событие и уметь разложить его на схему: Причина – событие – следствие. Очень хорошо на данную схему ложатся все войны, восстания, революции. У всех этих событий были причины и следствия (результаты). Пример :
  1. Одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов было издание Указа Петра 1 о престолонаследии, который разрешал царствующему монарху самому назначать себе преемника. Далее несколько слов о событии (дворцовых переворотах)…. В результате данного события произошли следующие события ….или итогом преобразований явилась борьба за власть дворянских группировок, зачастую определяемая тем обстоятельством на чьей стороне была дворянская гвардия.
  2. Подписание Россией Тильзитского мира в 1807 г. вынудило ее присоединиться к континентальной блокаде Англии. Далее несколько слов о блокаде … Последствия к которым привело подписание Тильзитского мира были тяжелы для российской экономики, так как это был основной покупатель российской сельскохозяйственной продукции. Русские промышленники несли потери и всячески нарушали условия блокады. Наполеон знал об этом факте и данные нарушения были также одной из причин Отечественной войны 1812 г.
  3. Целый ряд причин : прекращение династии Рюриковичей, борьба боярских группировок за власть, отсутствие лигитимного царя способствовали так называемому Смутному периоду в истории государства, когда происходят интервенции на русские земли, появляются самозванцы, идет процесс роста национально-освободительного движения. Результатом роста национального самосознания, освободительного движения было освобождение территории Русского государства от иностранной интервенции, воцарение новой династии Романовых, экономический подъем, …

Критерий К5 использование исторических терминов

В данном случае я рекомендую ребятам выписать в черновике перед началом все термины, которые так или иначе будут упоминаться в тексте сочинения. Их количество не ограничено. Можно как просто упоминать их в ходе сочинения, так и дать определение некоторым понятиям. Например, приказ – отраслевой (территориальный) орган центрального государственного управления в России в 16-17 вв. Полюдье – система сбора дани с подвластного населения в Древней Руси в 9-10 вв. и т.д.

Критерий К4 оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

Баллы по данному критерию можно получить сделав в работе качественное Заключение с опорой на исторические факты и(или) мнения историков. То есть необходимо показать, какие последствия имели те события и явления, которые вы освятили в своем историческом сочинении в описываемый период и дать им оценку - положительную (способствовали прогрессу, росту экономики и т.п.) или отрицательную (привели к падению экономики, ограничению прав и свобод, отмене привилегий и т.п.). Можно использовать клише:

- в данный период были заложены предпосылки для дальнейшего ….

- многие историки считают этот период ….

- историк … писал об этом периоде….

- по мнению ряда историков….

Таким образом, соблюдая все эти рекомендации, Зная Отечественную историю, ориентируясь в событиях, фактах и личностях, вы успешно напишите историческое сочинение на ЕГЭ по истории.

15.07.2020 16:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!