СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В 2016 г. В структуре ЕГЭ по истории появилось задание № 25 – историческое сочинение по одному из периодов отечественной истории. За это задание в 2020 г. Дается 12 баллов из 56, т.е. практически 21% всех баллов. Таким образом, нельзя упустить шанс написать хорошо историческое сочинение.
В настоящее время в интернете масса информации о том как писать и что писать в сочинениях. Иногда такого рода советы дают те, кто не работал в школе, не готовил учащихся к ЕГЭ. В настоящем обзоре я попытаюсь систематизировать всю имеющуюся информацию и рассказать о последовательности выполнения действий при написании сочинения.
На ЕГЭ предлагается на выбор три периода соответствующие разным историческим эпохам:
1-й период – это 9-17 вв
2-й период – конец 17-конец 19 (начало 20 в.)
3-й период – начало 20 в. – 1990-е гг.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории ;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (процессами, явлениями), охарактеризовать роль каждой личности в событиях (явлениях, процессах) данного исторического периода России;
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного исторического периода.
Оценивание исторического сочинения проходит по определенным критериям (всего их 7). Кроме того, в сочинении необходимо помимо исторических личностей и исторических фактов привести (или) мнение историков, дать историческую оценку значимости данного периода для истории России.
Таким образом, если соответствовать критериям, а их всего семь (по которым эксперты оценивают работу), необходимости раскрыть то количество событий, личностей и причинно-следственных связей, историческое сочинение должно состоять не менее чем из 6 блоков:
1 блок – вступление, которое содержит характеристику периода с ключевыми событиями и личностями, характеристику исторических процессов.
2 блок – характеристика первой исторической личности и ее роли в историческом процессе России.
3 блок – характеристика второй исторической личности и ее роли в историческом процессе России.
4 блок – первое событие, с причиной его вызвавшей и результатом или следствием этого события для дальнейшей истории государства.
5 блок – второе событие, с причиной его вызвавшей и результатом или следствием этого события для дальнейшей истории государства.
6 блок – заключение, в котором необходимо дать общую оценку периода с опорой на исторические факты и (или) мнение историков.
Блоки 2,3 и 4,5 можно менять местами, но при этом помнить, что при характеристике личности нельзя использовать события, которые вы будете раскладывать на причины и следствие. Балы в данном случае теряются, так как будут учтены в характеристике личности.
Кроме того, один из критериев проверяет правильность и корректность использования исторических терминов, понятий. Первоначально их необходимо было раскрывать, но тенденции последних лет свидетельствуют об отсутствии такого требования - только их корректное и правильное использование в контексте исторического сочинения.
Одним из критериев, по которому эксперты могут снизить вам оценки за сочинение – это К6 (наличие фактических ошибок). В 2020 г. Этот критерий оценивается в 3 первичных балла. И необходимо постараться не допускать такого рода ошибок (это могут быть личности и события не из данного периода, неправильное название документа, неправильная дата, результат и причина со следствием, инициалы в имени той или иной личности). Поэтому следует особенно осторожно использовать в сочинении те вещи, которые вызываю сомнение или в которых учащийся не уверен.
Это были общие рекомендации, которые предназначались в качестве первичного представления предстоящей на ЕГЭ по истории работы над заданием № 25.
А теперь более конкретные рекомендации для получения баллов по критериям К2 (исторические личности и их роль в указанных событиях данного периода. Под ролью исторической личности следует понимать ее конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности исторического деятеля. Особо следует обратить внимание на использование глаголов действия (примеры ниже) и не использовать так называемые «биологические» глаголы (родился, умер, женился, заболел…).
Пример неверного раскрытия роли исторической личности:
Пример верного раскрытия роли исторической личности:
Критерий К5 использование исторических терминов
В данном случае я рекомендую ребятам выписать в черновике перед началом все термины, которые так или иначе будут упоминаться в тексте сочинения. Их количество не ограничено. Можно как просто упоминать их в ходе сочинения, так и дать определение некоторым понятиям. Например, приказ – отраслевой (территориальный) орган центрального государственного управления в России в 16-17 вв. Полюдье – система сбора дани с подвластного населения в Древней Руси в 9-10 вв. и т.д.
Критерий К4 оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
Баллы по данному критерию можно получить сделав в работе качественное Заключение с опорой на исторические факты и(или) мнения историков. То есть необходимо показать, какие последствия имели те события и явления, которые вы освятили в своем историческом сочинении в описываемый период и дать им оценку - положительную (способствовали прогрессу, росту экономики и т.п.) или отрицательную (привели к падению экономики, ограничению прав и свобод, отмене привилегий и т.п.). Можно использовать клише:
- в данный период были заложены предпосылки для дальнейшего ….
- многие историки считают этот период ….
- историк … писал об этом периоде….
- по мнению ряда историков….
Таким образом, соблюдая все эти рекомендации, Зная Отечественную историю, ориентируясь в событиях, фактах и личностях, вы успешно напишите историческое сочинение на ЕГЭ по истории.
© 2020, Серова Елена Владимировна 351