СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация духовно-нравственного компонента в контексте ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православной традиции в условиях дополнительного образования позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность. Детский возраст, как нас учат святые отцы и, в частности, святитель Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. Если мы, педагоги, упустим в своей практике детский возраст, возраст чистой и искренней веры, то впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование – в его жизни будет все, кроме Бога. А значит – ничего хорошего. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к сокровищнице православной веры, а именно к Евангелию, житиям святых, и воспитывать подопечных на их примерах. Сами святые, в частности, преподобный Антоний Великий, говорили о святости так: «Святым называется тот, кто чист от зла и грехов». Таким образом, в лике святого как последователя Христова, мы имеем идеальный воспитательный пример, альтернативы которому нет, потому что все остальное (люди, предметы, природа) содержит в себе отклонения, несовершенства, изъяны, полученные в результате грехопадения, последствия которого святые преодолели. Они обрели «мудрость, сходящую свыше», которая «чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Чем не воспитательный идеал? Общение со святыми также оказывает благодатное влияние на души обучающихся даже без целенаправленного влияния педагога. Чем больше школьники знакомятся с миром православной святости, тем больше умножается в них благодатное состояние, присутствующее в этом мире. Причем духовный переворот, преображение иногда происходит помимо воли ребенка. Он может не заметить его, тогда как это станет явно для окружающих. Помимо конкретного личностного смысла для воспитанника – нравственного совершенствования и духовного возрастания, – житийная литература имеет еще и большое социально-патриотическое значение. На Руси жития святых с принятием Православия глубоко проникли в народное сознание; наши соотечественники вдохновлялись ими издревле. И это не случайно. Святые страстотерпцы и князья, святители и преподобные, старцы, блаженные, наконец, исповедники и новомученики российские – все они на протяжении тысячи лет охраняли своей молитвой и строили мир русской цивилизации. Именно так и следует называть огромное пространство отечественной истории и культуры, которое всегда исходило из Евангелия, из непосредственного ощущения реального присутствия Божия. Соприкоснувшись же с данным историческим пластом, человек наоборот не сможет понять, как можно не любить Отечество, породившее столько прекрасного – как людей, так и духовно-материальное наследие. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст обучающихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Несомненно, конечно, что слово Божие, слышанное в детстве, оставляет свой след в душе и приносит плод в свое время. Однако и в этом случае имеет значение не убедительность библейских истин для ума, а нечно иное, более глубоко производимое словом Божиим изменение сердца. Если Библия остается только достоянием ума и памяти, она не поможет сохранению веры. Урок духовности – это эпизод жизни ребёнка, который станет предметом его переживаний. Это побуждение к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению. Ребёнок должен постигать урок волнением чувств. Урок духовности может состояться только в школе гуманно-личностной направленности. Библейские рассказы, с полным доверием выслушанные и принятые в детстве, в юности, особенно под влиянием отрицательной, научной критики и ходячих в обществе взглядов - уже вызывают недоверие и отрицание. Нужна глубокая и непоколебимая вера в Библию, как в подлинное слово Божие, чтобы не утратить благоговейного отношения к ней. Почитание святых – важная составная часть православного вероучения. Святые – земные люди, состояния причастности Богу через пронизанность божественными энергиями, которое дается им как награда за праведность. Святой, праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи. Русский историк Г.П. Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями. В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Они являются для нас образцами любви Христовой к человеку и в человеке. Обращение к образам русских православных святых в воспитании важно еще и потому, что преодоление раскола между культурой и религией в современной России, первые шаги которого мы наблюдаем в наше время, стало возможным именно благодаря их подвигу. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить ее сегодняшнее бытие. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Категория: ОРК
02.02.2015 19:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!