СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация Национальной стратегии образования для устойчивого развития на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В декларации Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009) отмечается, что «…в первое десятилетие XXI века мир сталкивается со значительными, комплексными и взаимосвязанными проблемами потребительского образа жизни. Мировой экономический кризис показал рискованность существующих систем экономического развития, основанных на ложных ценностях и краткосрочных выгодах. В связи с этим, необходимо прийти к общим соглашениям по образованию, которые позволят людям осознать необходимость перемен… Такое образование должно быть качественным, основанным на эколого-гуманистических ценностях, и обеспечивать знания, навыки и компетенции для устойчивой жизни в обществе».

В условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой, вот почему проблема экологического образования и воспитания школьников становится одной из приоритетных.

Очевидно, что экологические знания должны быть приоритетными и в общей системе человеческих знаний, если мы хотим сохранить наш мир. Сегодня экологическое образование выступает культурной, мировоззренческой основой национальной и глобальной безопасности.

Существует большое количество технологий экологического образования и воспитания. Содержание предметной области «География» предоставляет учителю большие возможности в реализации задач Национальной стратегии образования для устойчивого развития. Задача учителя – найти оптимальное сочетание тех форм и методов работы с детьми, которые помогут выработать у школьников действенное отношение к природе, основанное на знаниях ее законов.

Под экологическим воспитанием понимают формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Именно от уровня развития экологической культуры зависит выработка механизмов противодействия вымиранию и гибели человечества.

Показателем экологической культуры школьника является следующее: привычка соблюдения правил поведения в окружающей среде; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; у обучающегося выражены потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира, способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; доброта, отзывчивость и внимание к окружающим людям и природе, сопровождающаяся готовностью школьника оказать помощь нуждающимся в ней.

В процессе экологического воспитания классно-урочные формы организации учебной деятельности сочетаются с внеурочной деятельностью в природной среде.

Формы экологического воспитания школьников можно классифицировать на массовые, групповые и индивидуальные. К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, на пришкольном участке; массовые природоохранные компании и праздники; конференции, экологические фестивали. К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы (элективные курсы) по охране природы и основам экологии, экскурсии, туристические походы, экологические практикумы; создание экологических карт. Индивидуальные формы включают подготовку докладов, бесед, лекций; ведение наблюдений за животными и растениями, природными явлениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепку.

Среди технологий экологического образования школьников хочу отметить следующие: проектная и исследовательская деятельность, развитие критического мышления, педагогическая мастерская, кейс-технологии, информационно-коммуникативные.

Перечисленные выше технологии направлены на организацию самостоятельной деятельности обучающихся в соответствии с системно-деятельностным и компетентностным подходами. В ходе обучения необходимо создавать условия для формирования учебно-познавательной, информационной компетентностей (вдумчивое, осмысленное чтение, обработка информации). Коммуникативные качества школьников формируются при организации коллективных видов работ в группах сотрудничества, интерактивных формах работы (дискуссии, дебаты, образовательные игры, тренинги). При использовании парных, групповых и коллективных форм организации деятельности приобретается умение сотрудничества для реализации учебных задач, обсуждения и поиска возможных вариантов решения экологических проблем. Сформированные в рамках учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетентностей общеучебные умения и навыки общения получают дальнейшее развитие в школьном экологическом мониторинге, при моделировании социальных и экологических ситуаций, в играх и упражнениях по осмыслению и поиску решения социально-экологических проблем. Таким образом, у обучающихся приобретается опыт практической деятельности, происходит освоение социальных ролей, что создает условия для формирования общекультурной и социально-гражданской компетентностей.

На рефлексивно-оценочном этапе обучения производится оценка обучающимися своих способностей и возможностей, степени сформированности ключевых образовательных компетентностей, развитие умений адекватной само- и взаимооценки, а также осознание и принятие эколого-ориентированных ценностей, выработка жизненной позиции. Этому способствуют оценочные листы и шкалы, различные виды портфелей (достижений, отчет и самооценка), упражнения, тесты, опросники для само- и взаимооценки.

Таким образом, сочетание современных технологий экологического образования и воспитания в урочной и внеурочной деятельности создают условия для формирования компетентности личностного роста и развития школьников, при котором происходит формирование стратегии жизненного выбора личности, основанной на активной жизнедеятельности в социально-природном окружении, осознание себя как неотъемлемой части природы, ориентация на физическое и духовное здоровье. При этом экологическая компетентность выступает как интегральная составляющая компетентностей (общекультурной, учебно-познавательной, информационной, социально-гражданской, коммуникативной, личностного роста и развития), что позволяет школьнику применить знания для решения экологических проблем с учетом окружающей среды, экономики, общества. В конечном итоге образования, экологическая компетентность личности проявляется в таких ценностно-смысловых ориентирах, как «познание как ценность»; «я как ценность»; «другие люди как ценность»; «природа как ценность»; «социально-значимая деятельность как ценность»; «ответственность как ценность».

28.04.2016 23:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!