© 2016 1612
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
О проблемах современного урока написано немало. Многие исследователи говорят о появлении в лексиконе учителя и методиста новых терминов — образовательные траектории, компоненты, модернизация, технология, профилизация, технологическая карта. Термины, может быть, и привносящие новый смысл, живут своей виртуальной жизнью, появляются в планах учителей, а урок остаётся традиционной подачей материала. Как строить современный урок? Как на деле создать триаду, состоящую из ученика, учителя и учебного материала?
Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривает не только изменения в структуре и содержании образовательного процесса, но и изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Одной из наиболее важных характеристик его работы становится умение самостоятельно выстраивать учебный процесс в обновлённой образовательной среде.
Одной из важных особенностей работы учителя в условиях внедрения ФГОС второго поколения становится необходимость реализации системно-деятельностного подхода к преподаванию. При таком подходе во главу угла ставится развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решения актуальных проблем. Большое значение в этом случае отводится формированию у учащихся способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Процесс обучения планируется, организуется и координируется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдаётся методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).
Для того чтобы ученик не был ограничен только ролью «слушателя», «зрителя», «репродуктора», что определяет процесс обучения как репродуктивный, воссоздающий, необходимо создавать условия для развития мышления (логического, символического, пространственного), творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать.
Трудности при реализации стандарта возникают тогда, когда учитель не может конструировать учебный процесс как поисковый, исследовательский. Как может строиться процесс обучения в новой парадигме, как на основе современных требований психологии, дидактики, частных методик можно моделировать различные учебные ситуации в рамках разных видов деятельности (коммуникации, исследования, рефлексивной деятельности и др.)?
В 1930 г. в Ленинграде был выпущен сборник, в котором виднейшие писатели того времени рассказали о методах работы, о своём творчестве, отвечая на вопросы анкеты. По замыслу издателей опыт ведущих писателей должен был стать школой мастерства для начинающих литераторов.
Среди вопросов анкеты, на которые отвечали М. Горький, Ю. Тынянов, А. Толстой, М. Зощенко, были следующие:
Труд учителя при написании-создании урока кажется сопоставимым с трудом писателя. Часто импульсом к работе становится слово, какая-то реплика, услышанная в учительской: «А я делаю так.», переосмысление какого-то прецедентного текста (например, в сказке Л. Петрушевской «Королева Лир»)… У всех разный путь от идеи до её реализации.
*
В романе американского писателя И. Стоуна «Муки радости» о величайшем итальянском скульпторе, живописце, архитекторе и поэте эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти есть диалог, отражающий суть нашего разговора о современном уроке и роли учителя и ученика в нём. Тринадцатилетний Микеланджело пришёл поступать в знаменитую итальянскую школу живописцев под руководством Доменико Гирландайо. Между ними состоялся диалог, фрагмент которого отвечает на многие вопросы:
— Умеешь ты рисовать?
— Я умею учиться.
Учитель и ученик поняли друг друга, и талант Микеланджело, его слава, трудолюбие, желание учиться пережили века.
*
«При наставлении всех учащихся, а особливо возрастных, учитель должен стараться более об образовании и «изощрении» рассудка их, нежели о наполнении и управлении памяти, не теряя из виду главного предмета юношеского наставления, состоящего в том, чтобы приучить детей к трудолюбию, возбудить в них охоту и привязанность к наукам» — так звучат своеобразные методические рекомендации для учителей, изложенные в Уставе гимназии, принятом в 1804 году1.
Таким образом, утверждение о том, что новая парадигма образования — это деятельностная парадигма, не кажется уж таким новым или спорным.
Многообразие современных технологий позволяет учителю конструировать современный урок, определять оптимальную форму взаимодействия учитель — учащийся, учащийся — учащийся, соответствующую целям и задачам каждого конкретного урока. Использование современных образовательных технологий — это возможность: 1) обучения обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления, что в терминах нового стандарта определяется как обучение УУД; 2) объединения содержания отдельных дисциплин, что актуально как установление межпредметных связей; 3) реализации вариативности обучения и дифференцированного подхода.
Г. К. Селевко выделяет следующие признаки педагогической технологии:
1) концептуальность — каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определённую научную концепцию с обоснованием достижения образовательных целей;
2) системность — педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;
3) управляемость — предполагает возможность планирования, проектирования процесса обучения;
4) эффективность — педагогическая технология должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения;
5) воспроизводимость — педагогическая технология может воспроизводиться любым педагогом в любом однотипном учебном заведении2.
Многие из технологических приёмов позволяют формировать и развивать различные виды УУД учащихся.
Наиболее соответствующими задачам курсов русского языка и литературы являются следующие технологии:
1) технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
2) технология «Дебаты»;
3) технология Web-Quest;
4) технология «Печа-Куча»;
5) кейс-технология;
6) метод проектов.
Технология развития критического мышления — стадии и методические приёмы3
Стадия (фаза) I. Вызов (еvocation)
Деятельность учителя. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Деятельность учащихся. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные методы и приёмы. Составление списка известной информации; рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
Стадия (фаза) II. Осмысление содержания (realization of meaning)
Деятельность учителя. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому.
Деятельность учащихся. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные методы и приёмы. Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», « + », «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах.
Стадия (фаза) III. Рефлексия (геflection)
Деятельность учителя. Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям — предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские, практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся. Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные методы и приёмы. Заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов, различных видов дискуссий; написание творческих работ; исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
Технологические приёмы (чтение с остановками, создание ктастера, разметка текста, «тонкие» и «толстые» вопросы и др.) могут использоваться на каждом из этапов работы:
1) вызов — пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта;
2) осмысление содержания — получение новой информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями;
3) рефлексия — осмысление, рождение нового знания, выражение новых идей и информации собственными словами.
Такое трёхчастное строение работы вполне соответствует логике работы с текстом в привычных для нас терминах: предтекстовый этап, текстовый этап и послетекстовый этап. Учитель может выбрать из всего перечня технологических приёмов те, которые кажутся ему наиболее подходящими для конкретного урока, конкретного класса, материала, с которым предстоит работать.
Вот как может быть организована работа на этапе вызова при систематизации знаний о принципах русской пунктуации: известно, что до XV в. в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы использовать возможности, которые представляет стройная система знаков препинания?
Задание 1
Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты» о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания: «Хватит жевать давайте читать».
Варианты расстановки знаков: Хватит! Жевать давайте, читать. Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать — давайте читать.
Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания? Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания? Какую функцию выполняет в авторском варианте тире?
Задание 2
В данном стихотворении расставлены знаки препинания, но иные, чем в авторском варианте. Восстановите авторскую пунктуацию. Сделайте вывод о роли знаков препинания в каждом случае.
Семейство Слонов перепугано:
Насмерть Слонёнок простужен.
И кашель, и насморк лекарства достали.
Компрессы готовы, но где?
Продаётся платок хоботовый!
Семейство Слонов
Перепугано насмерть —
Слонёнок простужен:
И кашель, и насморк.
Лекарства достали,
Компрессы готовы,
Но где продаётся
платок хоботовый?
(Рената Муха. «Слонёнок»)
Делаем важный вывод: строение предложения как бы программируется заданным смыслом. Знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении и уточнить структуру предложения.
Главные вопросы урока: какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания? Какова функция каждого из 10 знаков препинания?
Различными приёмами маркировки текста пользуются многие учителя-филологи. Это и понятно — на этапе осмысления данный приём оптимален. Один из приёмов на этапе осмысления — маркировка текста значками по ходу чтения — «инсерт» — есть и в копилке данной технологии. Расшифровка аббревиатуры уточняет понятие: interactive — интерактивная noting — размечающая system— система effective — для эффективного reading — чтения — and и thinking — размышления. По ходу чтения параграфа учебника, фрагмента текста произведения учащиеся ставят на полях значки: «V» — уже знал; «+» — новая информация, «—» — думал иначе, есть противоречия с тем, что знал ранее, «?» — не понял, есть вопросы.
Такая маркировка текста позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения; даёт возможность ученику классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний; позволяет отслеживать по значкам процесс чтения. Так начинается работа с учебно-научным текстом, который представляет собой «источник познавательных задач или проблем, которые надо уметь обнаружить и решить (Л. П. Доблаев).
Технологический приём — чтение с остановками — хорошо использовать на уроках развития речи. Учитель читает текст, заранее разделив его на сюжетные эпизоды, фрагменты. На основе заглавия ученики предполагают, о чём будет текст. Далее читается первый фрагмент. После останови: учащиеся прогнозируют, что будет дальше. Предположения обсуждаются во время следующей остановки чтения, и так до конца текста. До начала чтения текста (или его части учащиеся должны пройти стадию вызова. Это можно осуществить на основе заглавия текста, минимальной информации об авторе. Затем, ознакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале (стадия осмысления). Особенность приёма в том, что момент уточнения (стадия осмысления) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментов материала.
Данная технология даёт возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста; это отличный материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов внутри текста; процесс чтения становится увлекательным и интересным.
Известный американский антрополог Грант Маккрекен считает, что современный человек — это «облако в штанах». Он пишет в своём блоге, что человек 1950-х гг. был похож на автомобиль, который двигался вперёд по проторённой для него колее жизни, а сегодняшний человек — это, скорее, суперкомпьютер, который отсылает сообщения во все концы света. Если личность наших родителей представляла собой набор концентрических кругов: семья, работа, интересы, жизнь была упорядоченной, то современный человек — нечто иное. Постоянная спешка, почти полный отказ от книг на бумажном носителе, необходимость дистанционного общения — всё это изменило личность. «Вы — меняющийся в реальном времени конгломерат интересов, связей и контактов», — пишет Маккрекен, полагающий, что люди и социальные группы нового типа способны очень быстро перестраиваться. С ним сложно не согласиться.
Как это соотносится с теорией и практикой урока? Урок тоже меняется, и, если это оправдано сверхзадачей урока, мы будем использовать как традиционные, так и модные «облачные технологии». Урок будет меняться вслед за изменяющимся учителем.
*
Как научиться летать
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.
— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание.
— Верно! — удивился человек.
— Так бери с собой мудрость:
«Если хочешь подарить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна.
Но если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым».
— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек.
— Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним — его учитель. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашёл способ. Видишь, какие выросли у него крылья! — сказал учитель гордо и с лаской обвёл крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
— Меня больше радуют твои перышки.
_____________________
1 Алёшинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX). СПб., 1912. — С. 33.
2 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
3 Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В.Развитие критического мышления на уроке. М., 2011. — С. 14—15.
Литература
© 2016 1612