СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации учителям по работе с одарённым ребёнком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

1. Что такое одаренность?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

  • Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
  • Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
  • Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
  • Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
  • Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

3. Принципы работы с одаренными детьми:

- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).

- Принцип опережающего обучения.

- Принцип комфортности в любой деятельности.

- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

- Возрастание роли внеурочной деятельности. - Принцип развивающего обучения. - Принцип добровольности.

4. Как отличить одаренного ребенка?

Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности):

По виду деятельности выделяют 5 групп:

1. Практическая одаренность:

- одаренность в ремеслах

- спортивная

- организационная

2. Познавательная одаренность:

- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)

- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)

3. Художественно-эстетическая одаренность:

- хореографическая

- сценическая

- литературно-поэтическая

- изобразительная

- музыкальная

4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).

6. Этапы работы с одаренными детьми:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учиты­ваются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­зической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

2 этап - диагностический - на этом этапе прово­дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.

Цель 3 этапа: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи 3 этапа:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;

2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые

способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

7. Основные направления работы с одаренными детьми:

· выявление одаренных обучающихся;

· создание банка данных «Одаренные дети»;

· разработка индивидуальных форм работы;

· внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;

· использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

· создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

· развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

· включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

· разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.

8. Содержание работы с одаренными детьми

I. Диагностика: 1. Изучение диагностических методик. 2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования. 5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей: 1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность. 2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности. 3. Знакомство обучающихся с новинками литературы. 4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми. 5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. 6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир. 7. Организация помощи ученикам в подборе литературы. 8. Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме собеседования. 9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам. 10. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы. III. Развитие творческих и познавательных способностей: 1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: - творческие ответы; - выполнение творческих тематических заданий; - выполнение проблемных поисковых работ; - выступления в лекторских группах; - назначение ответственными за проведение предметных недель; - приобщение (в различных формах) к работе учителя; - повышение степени сложности заданий; - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов. IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений обучающихся. 2. Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления). 3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы. 4. Обращение внимания на заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях. 5. Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад. 6. Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одаренных детей.

02.02.2016 13:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!