СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели урока:
Образовательная. Повторить методы решения неполных квадратных уравнений, изучить прием решения квадратного уравнения по формуле, вывести формулу корней квадратного уравнения ах2+вх+с=0 и закрепить его.
Развивающая. Развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала.
Воспитательная. Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, коллективизма, культуры общения.
Оборудование. Мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки с раздаточным материалом, тесты.
Ход урока.
Наличие тетрадей, учебников, запись в дневниках домашнего задания.
Работа учащихся по тестам.
Тест №1.
Вариант 1.
|
5 1 4 |
|
5 6 7 |
(Обвести цифры, стоящие возле правильных ответов)
Тест № 2
Вариант 1.
|
5 1 4 |
|
5 6 7 |
Устная работа с классом.
11х2-49=0;
а) приведенные,
б) неполные квадратные уравнения,
в) уравнения, у которых второй коэффициент равен 2.
Вопросы по повторению:
Что такое квадратное уравнение? Какие они бывают?
Какие уравнения называются неполными квадратными? Назовите их виды.
Решить уравнения:
а) 7х2-7=0; 7х2=7; х2=1; х1,2=± ; х1,2=±1.
б) 5х2-2х=0; х(5х-2)=0; х=0 или х=0,4.
Двое учащихся работают по карточкам у доски (3 мин.)
Задание 1.
а) приведите уравнения (3х+2)2=(х+2)(х-3) к виду ах2+вх+с=0.
(Ответ: 8х2+13х+10=0).
б) решите уравнение х2-5=(х+5)(2х-1). (Ответ: х=0)
Задание 2.
а) замените данное уравнение х2+(1-х)(1-3х)= х уравнением ах2+вх+с=0.
(Ответ: 4х2-5х+1=0).
б) решите уравнение 6а2-(а+2)2=-4(а-4). (Ответ: а=±2).
Проверка заданий проводится фронтально. Учащиеся находят ошибки, задают дополнительные вопросы. Оценивают работу отвечающих.
Слайд №1.
« Для разыскания истины вещей – необходим метод»
Рене Декарт
Портрет Рене Декарта.
Доклад, подготовленный учеником дома, читает классу.
« Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных уравнений (х2-х)= а умели решать вавилонские (примерно за 2 тысячи лет до н. э.). Некоторые виды квадратных уравнений решали древнегреческие математики, сводя их геометрическим построениям.
Правило решения квадратных уравнений, приведенных к виду ах2+вх+с=0, где а >0, дал индийский ученый Брахмапурта ( VII в.). Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако он признавал только положительные корни. Итальянские математики XVI в. учитывают помимо положительных и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и др. ученых способ решения квадратных уравнений принимают современный вид.
Во время сообщения демонстрируются слайды с портретами ученых.
Вывод формулы корней квадратного уравнения.
Сегодня изучим способ решения, который позволяет быстро находить корни уравнения, для этого выведем формулу корней квадратного уравнения и точно научимся определять: есть ли они и сколько их.
а( х2+ x+ )=0
Какое преобразование выполнено? На основании какого свойства уравнения? Почему? Когда произведение равно 0?
Выделим полный квадрат двучлена:
В правой части приведем дроби к общему знаменателю
т. е. (х+ )=± ; х = - ± ;
где D= - дискриминант квадратного уравнения.
Учитель. Дискриминант дает возможность определить число корней квадратного уравнения. В математике довольно редко бывает так, чтобы введенный термин не имел, образно выражаясь, «дискриминация». Что оно означает?
Правильно. Оно означает унижение одних и возвышение других, то есть различное отношение к различным людям. Оба слова ( и дискриминант, и дискриминация) происходят от латинского – «различающий». Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней.
Если D>0, то уравнение имеет 2 корня,
если D=0, то уравнение имеет 1 корень,
если D<0, то уравнение не имеет действительных корней.
Слайд № 3.
Сколько корней имеет уравнение -6х+1=0? Найдите их.
Проецируется парабола и количество корней.
Ответ: D=16; х1=1, х2=0,2.
Задание на слайде №4.
В уравнениях
а= , b= ,с=
а= , b= ,с=
Проверка записана на слайде с ответами.
Учащиеся сверяют свои ответы с решениями, проводится самооценка своей работы.
Работа с учебником. Проводится на двух уровнях. На доске написано задание для каждого уровня. Ученики работают в тетрадях. Каждый выполняет задания по своему уровню
1 уровень № 641 (а, б)
2 уровень № 545 (а, б).
На доске проецируются решения и ответы по заданиям своего уровня. Учащиеся обмениваются тетрадями и выставляют друг другу оценки.
Проводится дифференцированно по группам (на листочках под копирку).
Решить уравнения
б) +8 +1=0 б) ( -2)( +2)=5 -10
а) =
б) ( -3)( +3)=5 -13
Проверка самостоятельной работы проводится на уроке опять с помощью проекции.
а) +5 +6=0;
б) +8 +1=0
а=1; b=5; с=6; а=7; b=8; с=1;
1= = 1= =
2= = 2= =
а) =2 +6;
+6 +9=2 +6;
+4 +3=0;
- 4=5 -10
-5 +6=0;
1= 1=
2= 2=
а) = ;
+3 =2 -10;
-17 +10=0;
1=
2=
Критерии оценок:
«5» - за 2 верно выполненных задания;
«4»- за 2 верно выполненных задания, но допущена 1вычислительная ошибка;
«3»- за 2 верно выполненных задания, но допущена грубая ошибка;
«2» - за 1 выполненное задание или не выполнено ни 1 задания.
П.21, № 553(б), №541(а, д), №536.
Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Что научились делать?
Что такое корень квадратного уравнения?
Как называется выражение?
По какой формуле вычисляется корень квадратного уравнения?
Из данных уравнений выберите квадратные:
+7 -6=0;
-11=0;
Сколько корней у уравнения, если D>0? D=0? D<0?
Заканчиваем урок словами:
Квадратные уравнения прошли,
Итог сегодня подвели.
Смелей шагайте вы вперед,
Много нового вас ждет.
Спасибо вам за знания,
За ваши все старания!
И великий французский писатель Эмиль Золя: « Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».
© 2015, Дьяконова Светлана Викторовна 700