СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ретроспектива и будущее профессии социального педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕТРОСПЕКТИВА И БУДУЩЕЕ МОЕЙ ПРОФЕССИИ

В декабре прошлого года я была на краткосрочных курсах повышения квалификации социальных педагогов по теме: «Современные подходы к организации и содержанию работы социального педагога».

На одном из занятий было предложено задание: социальному педагогу провести беседу с мамой девочки, которая стала часто пропускать занятия.

Роль социального педагога выполняла дама внушительной внешности, исполненная чувством собственной значимости.

Я в роли «мамы» постучав, вошла с «дочерью» в «кабинет». Дама коротко поздоровалась, не вставая из-за стола, и выплеснула на меня обвинения. Моей задачей было только сыграть роль «мамы», но в одну секунду все мое существо воспротивилось продолжению какого-либо общения с этим социальным педагогом.

К сожалению, такой образ социального педагога не является редкостью в наших школах.

Каким должен быть социальный педагог? Кто он такой? Попробуем заглянуть в прошлое и будущее этой специальности.

В большинстве зарубежных стран это очень уважаемая должность. Ее занимают специалисты, имеющие хорошую подготовку по педагогике, психологии, социальной работе, юриспруденции и праву.

Институт социальной педагогики в России официально введен в 1991 году. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога. Но, к сожалению, получив образование по специальности «социальный педагог» выпускники педагогических ВУЗов редко попадают в школу, хотя в каждой школе есть ставка социального педагога. Часто ее занимают не специалисты. Директор школы, назначая человека, рассуждает примерно так: преподавать предмет она уже не может в силу возраста, а жизненный опыт имеет, если нужно и хулигану пальцем погрозит, и нерадивого родителя на путь истинный наставит. Или на этой ставке находится девушка, которая помогает в организации культурно-массовых мероприятий.

А жизнь предъявляет свои требования.

В последние 20 лет и в нашей стране пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение, плюс национальные конфликты, терроризм, экологические и техногенные катастрофы.

Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали бы себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей. Это усложняет задачи, стоящие перед специалистами в области социальной защиты и социальной помощи детям. Но, с другой стороны, именно это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблемы и помочь решить их.

Социально-педагогическая деятельность в школе является составной частью деятельности всех специалистов образовательного учреждения, важно четко представлять специфику работы социального педагога на общем фоне.

Согласна с мыслью, что профессиональная задача деятельности социального педагога легче всего определяется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка.

Социальный педагог должен быть компетентным по очень широкому кругу вопросов.

В тарифно-квалификационной характеристике социального педагога прописаны обязанности, но практически, круг этих обязанностей еще шире.

Прежде всего, социальный педагог должен обладать хорошими знаниями и навыками в области юриспруденции и права.

Не только гражданские судебные дела, в том числе и уголовные, в которых фигурируют дети, требуют таких знаний и навыков.

Профилактическая работа с семьей, детьми, педагогическим коллективом также предполагает правовое просвещение.

Начиная работать с родителями, в первую очередь необходимо обучить их правовой грамотности, ознакомить их с правами, обязанностями, ответственностью, мерами социальной поддержки семьи и детей, способами их реализации, что особенно важно для родителей, воспитывающих больных детей.

Отклонения в поведении детей от социальных норм могут происходить чаще всего оттого, что дети их просто не знают, поэтому учащиеся школы, прежде всего, должны информироваться об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для возрастных групп социальных норм.

При этом детей необходимо учить делать правильный выбор, показывать, что при равных правах, предоставляемых государством, жизнь каждого человека складывается индивидуально и зависит она от тех выборов, которые делает человек.

Сегодняшние социальные педагоги образовательных учреждений стали преемниками некогда существовавших общественных инспекторов по охране прав детства.

В настоящее время вновь стали вести речь о необходимости введения в школах (и вводятся) должности инспекторов по охране прав детства.

На мой взгляд, в школе нет нужды в человеке, только контролирующем соблюдение прав детей.

Ребенку необходим грамотный посредник между ним и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями различных ведомств, а иногда и с его законными представителями. Это и есть социальный педагог.

Грамотный социальный педагог умеет поставить диагноз проблем ребенка и среды, умеет выбирать методы и средства, позволяющие достичь положительной динамики, умеет координировать усилия разных специалистов, а также ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка.

Кроме того, социальный педагог, как специалист-профессионал, обладает психологическими, педагогическими знаниями, умеет найти контакт с любой категорией собеседников, строит свои отношения на уважении чести и достоинства каждого человека.

Социальный педагог может быть активным звеном в структуре деятельности уполномоченного по правам ребенка.

В этом случае мог бы быть обеспечен единый подход к проблемам охраны прав детей, организован обмен опытом, систематизирован опыт. Велось бы системное расширение знаний социальных педагогов, их знакомство с изменениями в правовых актах о защите прав детей, о мерах социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей, получение квалифицированных консультаций специалистов различных ведомств.

Такой специалист-профессионал будет, безусловно, востребован обществом и в обозримом будущем станет столь же массовой профессией, как учитель или медицинский работник, поскольку предотвращать и лечить социальные проблемы одного ребенка значительно легче, нежели бороться с социальными эпидемиями.

26.10.2016 09:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!