СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Инвариантная природе слогового ритма народной песни еще во второй половину XIX века использовалась в систематиках песенных форм. Однако в России подобная систематика разрабатывалась лишь для части ритмических структур и не охватывала всего их разнообразия. Создание более полной ритмической типологии для всех слоёв русской традиционной песни стало возможным только в наше время.
Корпус ритмических форм русской традиционной песни предстает перед нами как система, все уровни которой сформированы по принципу бинарной оппозиции, то есть на каждом возникает противопоставление двух групп ритмических структур, разделенных по какому- то одному признаку.
Первый уровень системы разводит песни по типу ритмического периода - цезурированного или сегментированного. Кажда группа обладает своей ритмической единицей, своими принципами формообразования, своими нормами координация стиха и напева.
На втором уровне дифференцирующим признаком выступает соотношение ритма стиха и ритма напева, напомню, что в традиционных песнях восточных славян главным качеством ритмической единицы (цезурированого построения или сегмента) выступает ее протяженность. Музыкальная ячейка ритмической формы всегда имеет постоянные размеры, величина не вербальной ритмической единицы (слоговой группы или сегмента стиха) может обеспечиваться как средствами собственно поэтической речи - постоянным количеством слогов, так и средствами музыкального ритма - постоянной величиной музыкального времени. Это и разводит русские песни на две типологические группы.
В песнях первой группы ритмические структуры стиха и напева относительно независимы и ритм стиха лишь в незначительной степени опосредован ритмом напева. Стих имеет более или менее стабильную величину, отчего СМРФ песен обладает устойчивым рисунком слогового ритма. В эту группу входят песни с неравномерно сегментированными периодами и большая часть песен с цезурированными периодами.
Вторая группа объединяет песни, ритм стиха которых в сильнейшей степени опосредован ритмом напева. В ритмических единицах стиха: слоговых группах, сегментах - количество слогов постоянно колеблется в определенной зоне. Стабильность такой ритмической единицы обеспечивает лишь напев постоянством музыкального времени. Это так называемые временники. К ним относятся часть цезурированных и все равномерно сегментированные формы.
На третьем уровне дифференциация ритмических форм идет по системам счисления (двоичной или троичной), в которых реализуются типовые формулы слогового ритма, В двоичной системе счисления они складываются из двух слоговых величин: короткой, равной одной мере (восьмая), и долгой, равной двум морам (четверть). В троичной системе счисления в фордулах слогового ритма могут комбинироваться не две, а три величины слогового времени, из них две - в одну и две моры (восьмая и четверть) выступают в функции кратких, одна - в три моры (четверть с точкой ) - в функции долгой. Двух- и трехмерные формулы слогового ритма обычно являются параллельными версиями одних и тех же ритмических структур.
На четвертом уровне системы ритмические формы разведены по соотношению ритма и звуковысотной организации (мелодики) песни, В одной группе песен ритм играет роль центрального компонента, ритмическая композиция достаточно автономна и строится по собственнымзаконам; напев координируется с «чистым» стихом. В другой доминирующая роль принадлежит мелодике, сильнейшее воздействие которой деформирует и перестраивает ритмическую структуру, создает ео новую - вторичную - композицию. Напев координируется со стихом расширенной структуры.
Итак, основными релевантными (дифференцирующие) признаками ритмической системы русской традиционной песни являются:
1. Тип ритмического периода и связанный с ним характер ритмической единицы.
2. Степень опосредовалиости ритма стиха ритмом напева.
3. Соотношение величин краткого и долгого слоговых времен в формулах слогового ритма.
4. Соотношение ритма и мелодики, тип ритмической композиции (первичный или вторичный).
© 2016, Гифатуллин Альберт Шамильевич 1659