СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ритм, как фундаментальная основа музыкально-фольклорных произведений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инвариантная природе слогового ритма народной песни еще во второй половину XIX века использовалась в систематиках песенных форм. Однако в России подобная систематика разрабатывалась лишь для части ритмических структур и не охватывала всего их разно­образия. Создание более полной ритмической типологии для всех слоёв русской традиционной песни стало возможным только в наше время.

Корпус ритмических форм русской традиционной песни предстает перед нами как система, все уровни которой сформированы по прин­ципу бинарной оппозиции, то есть на каждом возникает противопо­ставление двух групп ритмических структур, разделенных по какому- то одному признаку.

Первый уровень системы разводит песни по типу ритмического периода - цезурированного или сегментированного. Кажда группа обладает своей ритмической единицей, своими принципами формообра­зования, своими нормами координация стиха и напева.

На втором уровне дифференцирующим признаком выступает соотношение ритма стиха и ритма напева, напомню, что в традиционных песнях восточных славян главным качеством ритмической единицы (цезурированого построения или сегмента) выступает ее протяжен­ность. Музыкальная ячейка ритмической формы всегда имеет постоян­ные размеры, величина не вербальной ритмической единицы (слоговой группы или сегмента стиха) может обеспечиваться как средствами собственно поэтической речи - постоянным количеством слогов, так и средствами музыкального ритма - постоянной величиной музыкаль­ного времени. Это и разводит русские песни на две типологические группы.

В песнях первой группы ритмические структуры стиха и напева относительно независимы и ритм стиха лишь в незначительной степе­ни опосредован ритмом напева. Стих имеет более или менее стабиль­ную величину, отчего СМРФ песен обладает устойчивым рисунком сло­гового ритма. В эту группу входят песни с неравномерно сегменти­рованными периодами и большая часть песен с цезурированными перио­дами.

Вторая группа объединяет песни, ритм стиха которых в сильней­шей степени опосредован ритмом напева. В ритмических единицах стиха: слоговых группах, сегментах - количество слогов постоянно колеблется в определенной зоне. Стабильность такой ритмической единицы обеспечивает лишь напев постоянством музыкального време­ни. Это так называемые временники. К ним относятся часть цезурированных и все равномерно сегментированные формы.

На третьем уровне дифференциация ритмических форм идет по сис­темам счисления (двоичной или троичной), в которых реализуются типовые формулы слогового ритма, В двоичной системе счисления они складываются из двух слоговых величин: короткой, равной одной ме­ре (восьмая), и долгой, равной двум морам (четверть). В троичной системе счисле­ния в фордулах слогового ритма могут комбинироваться не две, а три величины слогового времени, из них две - в одну и две моры (восьмая и четверть) выступают в функции кратких, одна - в три моры (четверть с точкой ) - в функции долгой. Двух- и трехмерные формулы слогового ритма обычно являются параллельными версиями одних и тех же ритмических струк­тур.

На четвертом уровне системы ритмические формы разведены по соотношению ритма и звуковысотной организации (мелодики) песни, В одной группе песен ритм играет роль центрального компонента, ритмическая композиция достаточно автономна и строится по собственнымзаконам; напев координируется с «чистым» стихом. В другой доминирующая роль принадлежит мелодике, сильнейшее воздействие которой деформирует и перестраивает ритмическую структуру, созда­ет ео новую - вторичную - композицию. Напев координируется со стихом расширенной структуры.

Итак, основными релевантными (дифференцирующие) признаками ритмической системы русской традиционной песни являются:

1. Тип ритмического периода и связанный с ним характер ритми­ческой единицы.

2. Степень опосредовалиости ритма стиха ритмом напева.

3. Соотношение величин краткого и долгого слоговых времен в формулах слогового ритма.

4. Соотношение ритма и мелодики, тип ритмической композиции (первичный или вторичный).

Категория: Музыка
21.04.2016 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!