СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Родительская любовь" 2 часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это неразумная «куриная» любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, к чему он может привести. Вот один из примеров, удручающих бездумностью родителей, их фантастическим поклонением перед ребёнком, как перед божеством. К матери 5-летнего Серёжи пришла соседка. Женщины стояли во дворе, возле них играл мальчик. Тут же, на глазах у матери, он справил свою маленькую нужду. Мать умилялась: «Вот видите, какой у нас сыночек, никого не боится».

Безрассудное умиление приводит потом к печальным результатам: сыновья и дочери «садятся на шею» родителям, превращаются в маленьких тиранов. Любовь умиления разрушает душу ребёнка прежде всего тем, что такой ребёнок не знает удержу своим желаниям – принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца и хулигана: всё мне разрешается, ни до кого мне дела нет, главное – моё желание. Ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Он вырастает капризным, нередко болезненным ребенком, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит радость, счастье родителям уже тем, что он существует.

Есть ещё одна разновидность неразумной родительской любви. Это любовь деспотическая. Например, в семье 16-летний сын учится на «4» и «5», делает дома всё для помощи родителям – моет полы, посуду, чистит обувь для всей семьи.

Но он вот что говорит: «Родители и одевают меня хорошо, и заботятся, что бы я ел хорошо», говорит мальчик, - «Но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают…». Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить – что бы умнее был и родителей уважал. Жизнь детей в таких семьях – мучение. К своим детям они относятся как к вещам: мой стол – где хочу, там и поставлю, моя дочь – что захочу, то искажу, и потребую. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается – это самое страшное, что может произойти в духовном мире ребёнка, подростка. Не знающий ласки в детстве становится грубым, бессердечным в годы отрочества и ранней юности. Отсутствие эмоционального контакта с матерью опасно. Мать если и ласкает ребёнка, то только на людях, по-актёрски, чтобы продемонстрировать, насколько она любит своё дитя. Ребёнку покупается всё, но ему не достаётся материнской любви. Такие дети глубоко несчастны, и никто порой не догадается о их «невидимых миру слезах».

Третья разновидность неразумной родительской любви – это любовь откупа. Есть отцы, искренне убеждённые в том, что обеспечивая материально детей они выполняют свой долг. Ребёнок одет, обут, здоров, у него есть учебники – что ещё надо? Они считают, что материальными затратами можно измерить родительскую любовь, на худой конец, откупиться. Таких толстокожих отцов, конечно, небольшое число. Но если в семье и мать не уделяет внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Их сердцам совершенно не знакомы и недоступны такие человеческие чувства, как ласка, милосердие, сострадание. Они могут вырасти жестокими людьми. Это морально искалеченные дети.

Из-за жестокой критики со стороны родителей ребенок может ощущать недостаток любви. Когда ребенок плохо себя ведет, строгость может быть полезна, и иногда его стоит серьезно отчитать, но жесткая критика никогда не бывает полезна. Нельзя бранить Ребенка так, чтобы пристыдить его.

Также ребенок чувствует, что он нелюбим, когда его отвергают. В этом случае родители держатся холодно, отстраняются от ребенка и ведут себя так, будто недовольны им. Подобная холодность может вызвать у ребенка тревогу. Он может решить, что если родители отвергают его, значит, не любят.

Кроме того, на недостаток родительской любви ребенку может указывать унижение. Родители могут принижать ребенка или его мнение. Они могут поднимать его на смех или потешаться над ним. Если это делается в порядке шутки, то ребенок необязательно воспримет такое отношение как недостаток любви. Но если родители поступают так всерьез, то ребенку может быть очень неприятно.

Самые распространенные признаки недостатка любви со стороны родителей — безразличие, отсутствие интереса к своим детям, игнорирование и пренебрежение ими.

Родители могут быть слишком поглощены своими обязанностями и проблемами, которые требуют внимания. Их можно понять, но не оправдать. Если они на первое место ставят семью, то обязательно придумают, как уделять своим детям необходимое им внимание.

Разумеется, о недостатке любви говорят и более серьезные поступки, например, когда родители слишком сурово наказывают детей, жестоко с ними обращаются, не заботятся о них или вообще бросают.

3. Любовь в семье как моральная ценность

Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья - это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми - большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется принятием ребенка, сочетанием положительного эмоционального отношения к нему с разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии.

В здоровом психологическом климате ребенку не уготовлены никакие фиксированные роли. Его любят («кумир семьи»), напроказил - стал «ужасным ребенком». Вечером он - «папино сокровище», а днем, когда родители на работе, - «бабушкино сокровище». И все роли ребенок исполняет с удовольствием, не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает.

Счастливая семья - почва для развития эмоциональности ребенка. Однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий и усилий немалых. «Учить чувствовать, - писал В.А. Сухомлинский, - это самое трудное, что есть в воспитании».

Василий Александрович предложил такой путь воспитания чувств у ребенка в семье:

- вовлекать детей в добрые дела из симпатии, участия, любви к другому человеку (забота, волнение, тревога о близких людях);

- развивать чуткость сердца по отношению к другим людям, особенно к тем, кто нуждается во внимании, - маленьким, пожилым («Оля сегодня плакала. Почему? Ты узнал? Ты помог?», «Почему бабушка не смотрит свой любимый сериал? Может быть, она плохо себя чувствует?»);

- использовать произведения искусства, природу для обогащения эмоционального мира ребенка.

Искусство любви - умение дарить радость и в мелочах, и в крупном, дарить действенно, не копя в себе. Этому необходимо учить и ребенка: когда и как проявлять свою любовь к близким.

Семейная любовь - это не только чувства, но и определенный образ поведения супругов, детей, от которого зависит счастье данной семьи. Можно любить друг друга, но мучить попреками, неделикатностью, душевной грубостью, неумением сказать нужное слово. Омрачает любовь эгоистическое поведение супругов, детей.

Причина поведения, подрывающего семейную любовь, - неумение понять друг друга. Но этому, как говорят психологи, можно научить. Уже с третьего года жизни ребенок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребенка с уважением относиться к состоянию близких, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребенка: чем он интересуется, что его радует, что печалит.

Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом проявляется выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.

В основе любви лежит действенная направленность на её объект, т.е. родители, любя своего ребёнка, проявляют заботу о его развитии, благополучии. При равнодушном же отношении родителей к ребёнку наблюдается "бездействие": с ребёнком не занимаются, он не ухожен, неопрятен и т.д. Ребёнок страдает от того, что он "никому не нужен", от родительского "бездействия", от дефицита родительского внимания. Даже если любовь живёт в сердце матери или отца, но не проявляется в действии, это заставляет ребёнка страдать. Семейная любовь - это не только чувства, но и определённый образ жизни, поведение супругов и детей, т.е. всех членов семьи. На основе любви можно воспитать нравственное поведение, ведь только любовь способна научить любви. В семье недопустимо эгоистическое поведение супругов и детей. Неумение понять друг друга подрывает семейные взаимоотношения, любовь. Поэтому ребёнка необходимо учить с уважением относиться к близким, чувствовать их состояние, сопереживать, а родители, в свою очередь, должны проявлять максимум внимания к внутреннему миру ребёнка, интересоваться всем, чем увлекается ребёнок, что его волнует, радует, печалит и т.д. В этом и заключается выражение любви родителей к ребёнку.

В современной семье все большее значение приобретает этико-психологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей к друг другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия.

Семья - сугубо интимная группа, следовательно, эмоциональное влечение, привязанность ее членов к Друг другу - ее обязательные характеристики. Любовью в семье связаны все ее члены. Ее «первичной» формой является любовь супругов. Наиболее благоприятный климат для ребенка возникает тогда, когда его рождение - результат естественной потребности и желания двух любящих друг друга людей. Ребенок входит в мир, любимый родителями, как самая большая ценность. Суть бескорыстной родительской любви тонко подметил поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Высказывание А.Я. Каменского «Любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь - дело благоразумия».

Искусство любви заключается в умении дарить радость и в мелочах, и в крупном, дарить действенно, не копя в себе. Этому необходимо учить и ребенка: когда и как проявлять свою любовь к близким. Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.

«Главная задача родителей - создание дружной, счастливой семьи. В такой семье на первом месте должны быть отношения любви между супругами и только потом, в свете этой любви, - любовь родителей к ребенку. Успех в достижении контакта, душевной близости с подростком во многом зависит от отношений между родителями. Поэтому супругам надо понимать, что только сердечность и доверительность их взаимоотношений могут стать основой для подлинной близости и теплых отношений со своим ребенком.»( Игумен Евмений )

4. Изготовление буклета для родителей по проблемам семейного воспитания.

Детство грандиознее взрослой жизни. Скорее не мы, родители, даны детям для наставления их на путь истинный, а дети наши даны нам для очищения и просветления нашей души. Наши дети вправе принимать самостоятельные решения, быть способными к действию и поступкам, нести ответственность за их реализацию и исполнение. Эти решения должны согласоваться с родителями и должны базироваться на основах родительского воспитания, на понятиях добра и зла. При любом разговоре с детьми нужно проявлять тактичность, терпение, проявлять осторожность в высказываниях. Только любовь рождает в ребенке ощущение защищенности, уверенности и свободы. Чувство защищенности и уверенности в своих силах – это то, что мы можем дать детям для их уверенности в будущем.

Заключение.

Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Надо беречь любовное единство семьи, не стесняясь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Ежедневно выкраивать время, чтобы побыть с ребёнком наедине. Дети нуждаются в общении. Нужно помнить, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните:Без любви все – ничто!

В заключение хотелось бы напомнить слова выдающегося педагога и психолога С.Л. Соловейчика: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребёнка и берлогой для большого

Родительская любовь – это главный фактор, который нужен для психологического здоровья и полного развития ребенка.

12.04.2017 20:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!