СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль эмоций в обучении английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что вопросы преподавания английского языка в средней школе актуальны сейчас как никогда в связи с введением единого и, возможно, в скором будущем обязательного экзамена по иностранному языку. Меняются цели и содержание образовании, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не происходили реформы и модернизации, урок остаётся главной формой обучения, на котором держалась традиционная и стоит современная школа.

Об уроке написано много книг, статей, защищено большое количество диссертаций. Урок издавна был объектом изучения, но, к сожалению, до сих пор проблема классификации урока не разрешена – как следствие, в педагогике отсутствует единая типология уроков. До сих пор наблюдаются различные подходы к классификации уроков. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия между учителем и учащимися.

Почти все исследователи и методисты единодушно признают тот факт, что интерес к языку прививается на уроках. Поэтому очень важно, чтобы урок иностранного языка был интересным. Но что такое интересные уроки?

Понятие интересного урока широко и многосторонне. Оно содержит в себе ряд больших и малых проблем. Но если на уроке трудиться лишь учитель, то всё его мастерство, разнообразие приёмов не будут эффективны. Интересен лишь тот урок, в котором сконцентрирован совместный труд учителя и учащихся. А заинтересовать учащихся сможет только увлечённый своим делом преподаватель, так как его отношение к предмету быстро передаётся детям. Для учителя важно уметь проявлять свои чувства, находить подходящие в нужный момент вербальные и невербальные формы поведения, быть понятным ученикам, открытым и искренним. Положительное эмоциональное, комфортное общение создаёт условия для творческой совместной деятельности.

Случается, что вес класс плохо успевает по одному из предметов. И вдруг успеваемость резко меняется. Что же произошло? Всего лишь пришёл другой учитель, который смог воодушевить ребят, задействовать их эмоции. Ведь в любом обучении главным является психологическая составляющая, та атмосфера, в которой хочется учиться. Как результат - дети не радуются звонку с урока, а расстраиваются, что урок уже закончен.

Вряд ли есть необходимость доказывать, что для подготовки и проведения интересного урока необходим не менее увлекательный учебный материал. Литературы по методике преподавания иностранного языка написано много. Но лишь немногие авторы поднимают важную педагогическую и методическую проблему заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка. Далеко не все специалисты заботятся о том, чтобы предлагаемые материалы были не только методически обоснованы, но ещё и интересны.

В течение последних десятилетий в биологии, психофизиологии, медицине накоплен огромный экспериментальный материал, позволяющий сделать качественный рывок в обучающем процессе. Наш мозг устроен так, что новая информация усваивается намного быстрее и фиксируется в памяти на более продолжительное время, если несёт в себе эмоциональный заряд. Именно через эмоции человек по-настоящему осваивает информацию, приобретённую в процессе мышления. По мнению психологов при изучении иностранных языков особенно важно, чтобы в момент запоминания было задействовано как можно больше каналов поступления информации для активизации различных видов памяти. Особенно сильно на запоминание влияет эмоциональное отношение человека. «Всё то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, оставляет глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Это связано с такими характеристиками эмоциональной памяти, как её непроизвольность и высокая скорость перехода эмоционального образа в долговременную память» (Польской А.С.)

Одним из способов создания положительного эмоционального настроя на уроках является образная подача информации.

Проанализировав большое разнообразие приёмов организации учебной деятельности, познакомившись с большим количеством методической литературы, я нашла методистов и авторов, которые в своих разработках оставляли приоритет за интересной подачей материала, основанной на мультисенсорном подходе. Первыми моими учителями были Рона Роуз и Мария Колпакчи и их работы «Английский для малышей и родителей» и «Дружеские встречи с английским языком». Они «показали» как сделать обучающий процесс увлекательным и интересным. Рона Роуз оживила английский алфавит, разделив буквы на мальчиков-согласные и девочек-гласные. Когда я предлагаю детям представить буквы в виде квадратов и треугольников, ученики безошибочно предлагают квадрат для мальчиков: «мальчишки-сильные, у них широкие плечи», а треугольник для девочек «девочки носят бантики, юбочки». Понятие «открытый/закрытый» слог объяснить намного легче, если менять местами « мальчиков» и «девочек».

«Закрытый слог – это слог, когда мальчик защищает девочку». Это определение запоминается быстрее, чем «Закрытый слог – это слог, который оканчивается на согласную». Создан образ пары - учащимся это интересно и понятно.

Большое влияние на меня оказали пособия Дубровина М.И., Пыльцына А.А., Малышевой Н.К., Подоскиной Т.А. и многие другие. Запоминать английские слова легче, если пользоваться методом фонетических ассоциаций, разработанным Московской школой эйдетики. Составленный на этом принципе англо-русский словарь (Матюгин И.Ю., Солонеко Т.Б. «Секреты запоминания английских слов») на 2500 слов уже выдержал несколько изданий. Тема образной подачи информации настолько интересна, что я продолжаю работать над этой проблемой уже несколько лет и вовлекаю в удивительный мир своих учащихся.

Появляются новые авторы, которые предлагают необычные уникальные методики преподавания. К примеру, доктор педагогических наук, профессор Е.Е. Васильева, автор книг «Секреты запоминания неправильных глаголов английского языка» и бестселлера «Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить» предлагает свое виденье учебного процесса. Книга «Учим английский с НЛП: быстро, правильно, надолго» А.А. Плигина, научного руководителя и основателя «Центра НЛП в образовании», предлагает ряд авторских идей и технологий обучения иностранным языкам, которые, на мой взгляд, являются эффективными, позволяют сделать урок интересным и незабываемым. Заинтересовать учащихся начальных классов помогут пособия Е.П. Андрющенко «Волшебная грамматика английского языка для малышей», Колетт Самсон «333 совета по обучению английскому языку в школе» и многие другие.

Я использую методические находки этих авторов в своей работе но, пожалуй, самое главное, что под их влиянием я придумываю и создаю свои, которые помогают сделать урок красочным и интересным. Например, при изучении предлогов места я придумала и использую на практике систему жестов, которые одновременно являются и физкультминуткой. Образ глагола «to be» я предлагаю представить в виде супермена. Это сильный, решительный глагол, ему не нужны помощники, он сам строит вопросы и отрицательные предложения. Знакомя детей с прилагательным «soft», я произношу его вполголоса и предлагаю ученикам потрогать кусочек атласной ткани. Это помогает задействовать не только зрительную и слуховую, но и осязательную и эмоциональную виды памяти.

Можно отметить, что в настоящее время накоплен огромный опыт по улучшению качества преподавания иностранных языков. Каждый учитель, согласно его темпераменту, знаниям и мастерству, индивидуально подбирает материал. В итоге, разнообразные приёмы и методы преподавателя должны обеспечивать интересный урок в любой аудитории. Знаменитый Уолт Дисней говорил: «Я предпочитаю развлекать людей в надежде, что они чему-то научатся, чем учить их в надежде развлечь».

27.03.2017 21:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!