СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте она является необходимым условием всестороннего развития ребенка и одним из основных средств его воспитания и обучения. Интеллектуальные игры – это важный и необходимый элемент в развитии учащегося, призванный сформировать и усовершенствовать эрудицию, знания, дисциплину, усидчивость и ответственность. Интеллектуальные игры позволяют разнообразить досуг ребенка, развить коммуникативные способности и лидерские качества.
Целями и задачами интеллектуальной игры» являются:
углубление знаний учащихся по различным научным дисциплинам; повышение интеллектуального и культурного уровня учащихся;
развитие памяти, навыков вербального и невербального общения, внимания, логики, аналитического мышления, творческого воображения;
воспитание гармонически развитой личности, формирование активной гражданской позиции,формирование коммуникативных способностей учащихся, выявление лидерских качеств, сплочение ученического коллектива.
В ходе участия учащихся в разнообразных интеллектуальных тренингах и играх, ребята знакомятся с новыми словами и выражениями, выдвигают гипотезы, учатся аргументировать и доказывать свою точку зрения. Кроме того происходит обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных по разным школьным предметам - истории, литературе, географии, иностранному языку, связывая эти знания с информацией, полученной из других источников и жизненного опыта самих учеников. Кроме того, игра способствует сплочению ученического коллектива, развитию таких качеств как эмпатия, сопереживание и поддержка .Позвольте познакомить вас с некоторыми видами интеллектуальных игр.
Упражнение «Разговор в рисунках»
Каждой паре участников выдается лист бумаги, и они выстраивают на нем общение по заданной теме с использованием изобразительных материалов. Переговариваться или писать слова запрещается. Упражнение может выполняться так, что участники имеют возможность видеть друг друга, или «вслепую» - сидя спиной к спине. Обсуждение сначала производится в парах, где участники «озвучивают» то, что хотели передать друг другу, и выясняют степень взаимопонимания, а потом коллективно обсуждаются факторы, способствующие взаимопониманию или, напротив, затрудняющие его.
Игра «Рисование по инструкции»
Цели: Эта игра требует сосредоточенности и, в тоже время, бросает детям увлекательный вызов. Здесь дети работают в парах: один из них дает инструкции, а другой должен выполнять их с закрытыми глазами.
Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.
Инструкция: Разделитесь на пары, сядьте за парты и поставьте между собой портфель так, чтобы вы не могли увидеть, что рисует сидящий рядом с вами партнер. (При наличии желания и возможности партнеры, разделенные портфелем, могут сидеть за партой лицом друг к другу.) Все нарисуйте сейчас, пожалуйста, обычный домик... Теперь переверните листки и уберите портфель. Решите, кто из вас будет А, и кто — Б. А будет сейчас учиться давать Б инструкции, по которым тот будет рисовать. Б надо взять новый лист бумаги, карандаш и закрыть глаза. А должен смотреть, как Б рисует, и давать ему указания. Цель игры состоит в том, чтобы Б нарисовал домик, как можно более похожий на тот, который с самого начала нарисовал А. А должен руководить карандашом Б, говоря, например, так: "Опусти карандаш на лист. Рисуй сверху вниз вертикальную линию... Стоп! Рисуй линию влево... Стоп! Теперь вверх..." Но А не имеет права брать Б за руку и водить его рукой. Начинайте! Потом вы сможете сравнить оба рисунка. После этого вы поменяетесь ролями, и А будет с закрытыми глазами рисовать домик Б.
В конце игры дайте возможность партнерам обсудить ход совместной работы. После этого все пары могут показать свои рисунки и их копии остальным.
Анализ упражнения:
— Что показалось тебе более трудным: давать точные инструкции или рисовать в соответствии с указаниями партнера?
2 вариант
Участники садятся в круг, один выходит в центр. Ему предлагается карточка с изображением, приведенному на рисунке. Его задача инструктировать участников таким образом, чтобы они, не видя карточки, смогли бы воспроизвести ее изображение. Участники могут задавать наводящие вопросы. Всего 3 карточки и 3 участника по очереди выходят в круг и объясняют то, что изображено на рисунке. Потом производится сравнение результатов. Выделяются, те, кто нарисовал наиболее схоже с рисунком. Далее идет обсуждение упражнения.
Обсуждение
Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?
Игра «Слушание в разных позах»
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары: один - говорящий, другой - слушающий. Участники разговаривают по одной минуте в разных положениях:
Сидя друг напротив друга.
Говорящий стоит, слушающий – сидит.
Оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной.
Примечание: после вывода рисуются глаза и ушки.
Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.
Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”.Здесь отражены лишь несколько упражнений, способствующих развитию общения между учащимися. В дальнейших записях я продолжу знакомить с другими видами игр и тренингов, способствующих сплочению ученического коллектива.
© 2015, Подвойская Ольга Алексеевна 3193