СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль интеллектуальных игр в развитии учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте она является необходимым условием всестороннего развития ребенка и одним из основных средств его воспитания и обучения. Интеллектуальные игры – это важный и необходимый элемент в развитии учащегося, призванный сформировать и усовершенствовать эрудицию, знания, дисциплину, усидчивость и ответственность. Интеллектуальные игры позволяют разнообразить досуг ребенка, развить коммуникативные способности и лидерские качества.

Целями и задачами интеллектуальной игры» являются:

  • углубление знаний учащихся по различным научным дисциплинам; повышение интеллектуального и культурного уровня учащихся;

  • развитие памяти, навыков вербального и невербального общения, внимания, логики, аналитического мышления, творческого воображения;

  • воспитание гармонически развитой личности, формирование активной гражданской позиции,формирование коммуникативных способностей учащихся, выявление лидерских качеств, сплочение ученического коллектива.

    В ходе участия учащихся в разнообразных интеллектуальных тренингах и играх, ребята знакомятся с новыми словами и выражениями, выдвигают гипотезы, учатся аргументировать и доказывать свою точку зрения. Кроме того происходит обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных по разным школьным предметам - истории, литературе, географии, иностранному языку, связывая эти знания с информацией, полученной из других источников и жизненного опыта самих учеников. Кроме того, игра способствует сплочению ученического коллектива, развитию таких качеств как эмпатия, сопереживание и поддержка .Позвольте познакомить вас с некоторыми видами интеллектуальных игр.

    Упражнение «Разговор в рисунках»

    Каждой паре участников выдается лист бумаги, и они выстраивают на нем общение по заданной теме с использованием изобразительных материалов. Переговариваться или писать слова запрещается. Упражнение может выполняться так, что участники имеют возможность видеть друг друга, или «вслепую» - сидя спиной к спине. Обсуждение сначала производится в парах, где участники «озвучивают» то, что хотели передать друг другу, и выясняют степень взаимопонимания, а потом коллективно обсуждаются факторы, способствующие взаимопониманию или, напротив, затрудняющие его.

    Игра «Рисование по инструкции»

    Цели: Эта игра требует сосредоточенности и, в тоже время, бросает детям увлекательный вызов. Здесь дети работают в парах: один из них дает инструкции, а другой должен выполнять их с закрытыми глазами.

    Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

    Инструкция: Разделитесь на пары, сядьте за парты и поставьте между собой портфель так, чтобы вы не могли увидеть, что рисует сидящий рядом с вами партнер. (При наличии желания и возможности партнеры, разделенные портфелем, могут сидеть за партой лицом друг к другу.) Все нарисуйте сейчас, пожалуйста, обычный домик... Теперь переверните листки и уберите портфель. Решите, кто из вас будет А, и кто — Б. А будет сейчас учиться давать Б инструкции, по которым тот будет рисовать. Б надо взять новый лист бумаги, карандаш и закрыть глаза. А должен смотреть, как Б рисует, и давать ему указания. Цель игры состоит в том, чтобы Б нарисовал домик, как можно более похожий на тот, который с самого начала нарисовал А. А должен руководить карандашом Б, говоря, например, так: "Опусти карандаш на лист. Рисуй сверху вниз вертикальную линию... Стоп! Рисуй линию влево... Стоп! Теперь вверх..." Но А не имеет права брать Б за руку и водить его рукой. Начинайте! Потом вы сможете сравнить оба рисунка. После этого вы поменяетесь ролями, и А будет с закрытыми глазами рисовать домик Б.

    В конце игры дайте возможность партнерам обсудить ход совместной работы. После этого все пары могут показать свои рисунки и их копии остальным.

    Анализ упражнения:

    — Что показалось тебе более трудным: давать точные инструкции или рисовать в соответствии с указаниями партнера?

    2 вариант

    Участники садятся в круг, один выходит в центр. Ему предлагается карточка с изображением, приведенному на рисунке. Его задача инструктировать участников таким образом, чтобы они, не видя карточки, смогли бы воспроизвести ее изображение. Участники могут задавать наводящие вопросы. Всего 3 карточки и 3 участника по очереди выходят в круг и объясняют  то, что изображено на рисунке. Потом производится сравнение результатов. Выделяются, те, кто нарисовал наиболее схоже с рисунком. Далее идет обсуждение упражнения.

    Обсуждение

    Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

    Игра «Слушание в разных позах»

    Описание упражнения: Участники разбиваются на пары: один - говорящий, другой - слушающий. Участники разговаривают по одной минуте в разных положениях:

  • Сидя друг напротив друга.

  • Говорящий стоит, слушающий – сидит.

  • Оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной.

  • Примечание: после вывода рисуются глаза и ушки.

    Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

    Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

    Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”.Здесь отражены лишь несколько упражнений, способствующих развитию общения между учащимися. В дальнейших записях я продолжу знакомить с другими видами игр и тренингов, способствующих сплочению ученического коллектива.

08.01.2015 11:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!