СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музыки в социальной реабилитации несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Слайд 2) «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

Виссарион Григорьевич Белинский

Музыка является одним из древнейших видов искусства. Она оказывает значительное воздействие на сознание и эмоциональную сферу человека.

(Слайд 3)Человек чаще всего использует музыку для эстетического удовольствия, однако не менее важной является лечебная функция музыки. Лечебный эффект от воздействия музыкальных произведений человек заметил достаточно давно. Этот метод возник одновременно с появлением первобытных целителей – шаманов, колдунов.

(Слайд 4)Пифагор приписывал музыке универсальность в исцелении души и тела. Французский врач Эскироль в 19 веке лечил больных с помощью музыкального воздействия. В России лечебный эффект музыкальных произведений отмечал В.М. Бехтерев. Также с древности наблюдалось влияние музыки не только на больного, но и на здорового человека, что дало возможность использовать музыку в социальной работе. Особенно актуальным является использование музыки для работы с детьми, имеющими различного рода социальные проблемы.

(Слайд 5)Речь идет о детях с нарушением познавательных способностей, детях с девиантным поведением, безнадзорных и беспризорных, подвергшихся насилию и пр. При работе с такими детьми музыка выступает как одно из сильнейших средств социальной реабилитации. Под социальной реабилитацией понимают как восстановление психофизического здоровья человека, так и интегрирование его в современное общество, содействие в приобретении статуса равноправного члена общества. Решение данных задач может быть осуществлено с помощью музыкальной терапии.

(Слайд 6)Музыкальная терапия, по мнению психолога, музыкотерапевтаЕ.Н.Котышевой, — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Посредством музыкотерапии человек стабилизирует свое эмоционально-психологическое состояние, корректирует свое душевное и даже физическое здоровье. Особенно эффективно музыкотерапия может использоваться для социальной реабилитации детей, имеющих определенные трудности в развитии. Музыкальная терапия является составной частью социальной терапии в целом. При воздействии музыки на индивида наблюдается ряд терапевтических эффектов: ребёнок успокаивается и начинает более доброжелательно относиться к окружающим, что особенно важно при воздействии на детей, демонстрирующих девиантное поведение. Также музыка позволяет преодолеть стрессовое состояние, что может быть важно для индивидов, подвергшихся насилию. Дети с задержкой психического развития с помощью музыки более эффективно познают окружающий мир и усваивают новую информацию. Кроме того, музыкотерапия позволяет определенным образом активизировать творческие способности, которые есть у любого человека. Также музыка способна вызывать определенные мысли, эмоции, представления, психологические установки и действия, в соответствии с которыми в сознании человека происходят позитивные изменения.

(Слайд 7) Я в процессе воздействия музыкой на детей, имеющих определенные трудности развития, формирую у них, прежде всего, определенные переживания, тот опыт, который приобретается личностью, как членом общества, в процессе многообразных отношений с миром и другими людьми. Переживания позволяют человеку глубоко прочувствовать себя через приобщение к миру звуков, гармонии и красоты и формировать мотивацию на более успешную интеграцию в общество.

Современная коррекционная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами его культурного развития.

(Слайд 8)На занятиях я использую следующие упражнения:

- звукоподражание и подпевание,

- исполнение песен

- слушание музыки

- подвижные народные игры

- музицирование на детских музыкальных инструментах (по возможности).

Гораздо быстрее и интереснее будет восприниматься сказка детьми, если при первоначальном её пересказе используется музыкальные произведения, детские музыкальные инструменты. Это позволяет детям понять характер героев, особенности персонажей сказок.

(Слайд 9) Влияние музыки также помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, вот дети рисуют осенний пейзаж, и, включив детям музыкальное произведение «Осенняя песня» П.И. Чайковского, я создала определенный настрой на работу. Также подобную работу можно провести при рисовании зимнего пейзажа, использовав звучание «Вальса снежных хлопьев» П.И. Чайковского и т.д.

(Слайд 10)На групповых занятиях я не ставлю себе целью развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитание личности ребенка.

(Слайд 11) Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

(Слайд 12) Занятие музыкально-ритмическими упражнениями основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется выработка, четкость ходьбы и легкость бега.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.

(Слайд 13)Совсем недавно в свою работу совместно с учителем-дефектологом мы начали включать элементы логоритмики.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют наши совместные занятия, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

(Слайды 14-15)Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Успешное выступление других детей служит тормозом отрицательных проявлений. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения ребёнка. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка.

(Слайд 16)Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.

(Слайд 17)Музыка непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир. Влияние музыкального произведения для детей должно быть художественным, мелодичным, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, оно должно передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.

(Слайд 18)Немалую роль в воздействии музыки на человека играет и содержание произведения, его духовность. Аристотель говорил: "Всегда надо остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада"

Уже доказано, что от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Л. Бетховена («К радости», 6 симфония); раздражение, гнев можно снять музыкой Р. Вагнера («Хор пилигримов») или И. С. Баха; при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига («Утро»), концерты А. Вивальди. Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.

Установлено, что лиpические напевы Чайковского, мазypки Шопена, pапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, пpевозмочь боль, обpестидyшевнyю стойкость.

В свое вpемя Гете отмечал, что емy всегда pаботаетсялyчше после пpослyшиванияскpипичногоконцеpта Бетховена.

(Слайд 19) Хотелось бы подробнее остановиться на творчестве В. А. Моцарта. Специалисты считают его произведения феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Напpимеp, бpитанскийнаyчныйжypнал "Nature" опyбликовал статью амеpиканской исследовательницы из калифоpнийскогоyнивеpситета, доктоpаФpанзисРаyшеp о положительном влиянии мyзыкиМоцаpта на человеческий интеллект. Возможно ли, чтобы она вызывала не только эмоциональные пеpеживания, но и способствовала большей эффективности yмственноготpyда? Пpоведенныеэкспеpименты (ФранзисРаушер 1993г) подтвеpждают, что это действительно так. После прослушивания «Сонаты для двух фортепьяно, до-мажор» Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектyальности" y стyдентов-yчастниковэкспеpимента на несколько баллов. Интеpесным фактом явилось то, что мyзыкаМоцаpта повышала yмственные способности y всех yчастниковэкспеpимента - как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится. Этот феномен так и назвали «эффект Моцарта».

(прослушивание отрывка«Сонаты для двух фортепьяно, до-мажор»)

(Слайды 20, 21, 22)Шедевры гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывают такой эффект на психическое и физическое оздоровление и развитие детей:

- Музыка Моцарта является веселой, искрящейся, сообщая такое настроение и детям и взрослым; - Она действует как противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и ненависти; - Музыка Моцарта бодрит, радует, улучшает настроение; - Научно доказано, что музыка Моцарта помогает усвоению нового учебного материала, более быстрому овладению новыми знаниями, умениями и навыками, в частности, помогает в быстром овладении иностранными языкам;

- Способствует развитию умственных способностей детей ;

- Устраняет страхи, уменьшает тревожность; - Является средством профилактики депрессий, уныния, грусти и других безрадостных состояний; - Снимает стресс, повышает устойчивость к стрессам; - Обладает общеукрепляющим действием; - В комплексе с другими педагогическими и психологическими средствами помогает избавиться от заикания; - Формирует оптимистическое мироощущение ребёнка; - Восстанавливает физические силы, снимает умственное напряжение, переутомление; - Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал; - Обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям; - Сильным положительным влиянием на работоспособность мозга, по данным исследований, обладает именно музыки Моцарта, и никакая другая; - Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д; - Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе; - Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%.

(Слайд 23)Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

01.07.2023 13:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!