СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль театра в духовно-нравственном воспитании учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

С течением времени понятие о духовно-нравственном воспитании человека меняется, но одно остается неизменно – человек с большой буквы – это духовно развитая личность. В.А. Сухомлинский считает, что «… человек рождается существом, способным стать человеком. Человеком его надо сделать». Человек, которого мы воспитываем, должен быть убежден в том, что в его силах разрушить мир и самого себя, если не научится быть мудрым, ответственным, заботливым. А всё это начинается с детского мышления и видения мира.

Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия. Этому способствует технология игры. Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд - сценическое упражнение импровизационного характера, служащее для развития и совершенствования техники актёрского искусства. Одним из примеров группового этюда является инсценировка. Упражнения типа «читаем по ролям», «инсценируем рассказ (текст, историю, сказку)» занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке литературы. Именно с этого приема мои ученики начали познавать театральное искусство. И, конечно, особое место занимает инсценировка басни. Для расширения диапазона выразительных средств я предлагаю ученикам читать басню от лица каждого действующего в ней персонажа. Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен я использую вариативность оформления одной и той же басни в разных жанрах: трагедия и комедия, драма и мелодрама, и даже диалектная стилизация басен. Например, ученица 6 класса, прибывшая в Краснодар из Новосибирска, видоизменила басню И.А. Крылова, используя говор севернорусского наречия. Эта басня была также «разыграна» учениками по ролям.

Кроме инсценировок басен мы с учениками также работали над созданием театрализованных сценок по рассказам А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» и «Налим».

Работа начинается, прежде всего, с перевода литературного произведения в драматургическую форму. Познакомившись с рассказами А.П. Чехова на уроках литературы, учащиеся увидели, насколько эти рассказы по структуре своей театральны. Яркие эпизоды почти лишены описаний, в основе их лежит диалог – диалог лаконичный, насыщенный, острый, с подтекстами.

Важнейшим этапом инсценирования произведения является лекция-овладение книжной лексикой выбранного рассказа. Не смогут дети её свободно использовать в собственной речи, пока мы, учителя, их этому не научим. Поэтому необходимо не только познакомиться со словами такого стиля, но и включить их в контекст, чтобы эта лексика обрела для школьника смысловое значение.

Следующим этапом подготовки нашей инсценировки было создание декораций и сбор реквизита.

В постановке рассказа «Налим» необходимо было создать атмосферу знойного утра летней природы. Это было достигнуто с помощью множества расставленных на импровизированной сцене цветов, а также пения птиц, которое проигрывалось на компьютере и иллюстрациям учащихся, изображающим корягу дерева и самого налима. Реквизитом послужили макеты лягушек, змей, насекомых и рыб.

Категория: Литература
18.10.2020 10:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!